Понедельник | с 9:00 до 18:00 |
Вторник | с 9:00 до 18:00 |
Среда | с 9:00 до 18:00 |
Четверг | с 9:00 до 18:00 |
Пятница | с 9:00 до 15:30 |
Перерыв на обед с 13:00 до 13:30 В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 час | |
Суббота | Выходной |
Воскресенье | Выходной |
Десятилетие Кодекса административного судопроизводства: по страницам новейшей истории | версия для печати |
С 1991 года, когда на первом Всероссийском съезде судей была предложена модель административной юстиции, прошло почти 34 года. Основным инициатором и проводником идеи самостоятельного административного правосудия был Верховный Суд Российской Федерации под руководством его председателя В.М. Лебедева, что проявлялось в законотворческой и праворазъяснительной деятельности, практическом формировании специализированного судейского корпуса, создании теоретической базы нового правового института. Первым постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации в сфере административной юстиции было постановление от 21 декабря 1993 года № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан», в котором, среди прочего, разъяснялось, что гражданами могут быть обжалованы в суд любые действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений или должностных лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Без внедрения конкретных процессуальных механизмов осуществление административного судопроизводства было затруднительно, поэтому Верховный Суд России последовательно отстаивал необходимость законодательного закрепления правового института судебного контроля в процедуре административного судопроизводства. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 29 от 19 сентября 2000 года в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации внесен проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах», предусматривающий в том числе создание федеральных межрайонных и федеральных окружных административных судов под процессуальным руководством Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Несмотря на то, что после принятия проекта в первом чтении в 2000 году движение по нему прекратилось, Верховный Суд Российской Федерации продолжал последовательно формировать систему административной юстиции доступными ему правовыми средствами. В 2006 году разработанный Верховным Судом проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был внесен в Государственную Думу с сохранением в нем идеи создания межрайонных и федеральных окружных административных судов. При этом еще 15 сентября 2003 года приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам образован судебный состав по административным делам, в который вошло 11 судей. К компетенции судебного состава отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки. Таким образом, задолго до принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные споры обоснованно расценивались высшей судебной инстанцией как споры по делам административным, ориентируясь на характер правоотношений, а не на действовавшую процессуальную терминологию. Выделение судебного состава по административным делам в Верховном Суде Российской Федерации явилось важным шагом к практическому формированию в России судейского корпуса, специализирующегося на вопросах административной юстиции. 10 марта 2011 г. в Верховном Суде Российской Федерации была сформирована Судебная коллегия по административным делам, вслед за образованием которой судебные коллегии по административным делам были созданы в судах субъектов Российской Федерации. В отсутствие должного процессуального регулирования по примеру высшей судебной инстанции в российской судебной системе появилась специализация судей по направлению рассмотрения административных дел, позволившая сформировать соответствующий судейский корпус в масштабах всей страны. В марте 2013 года Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Внесение данного проекта наряду с находящимся в Государственной Думе проектом Верховного Суда 2006 года ускорило принятие такого необходимого для административной юстиции кодифицированного акта. Подготовленный в результате совместной работы Администрации Президента Российской Федерации, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, других органов государственной власти, а также представителей научного сообщества окончательный текст законопроекта в течение февраля 2015 года прошел второе и третье чтения в Государственной Думе, был одобрен Советом Федерации и принят 8 марта 2015 года. 15 сентября 2015 года Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вступил в силу и начал применяться судами на территории всей страны. За прошедшее десятилетие Верховным Судом Российской Федерации утверждено более 20 постановлений Пленума, содержащих разъяснения, направленные на правильное применение и, соответственно, раскрытие потенциала данного закона. Одними из ключевых в этом отношении выступают постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Важной вехой в истории судебной системы в целом и административного правосудия в частности стало создание в 2018 году апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Идея федеральных межрегиональных судов, заложенная еще в Концепции судебной реформы РСФСР, получила тем самым свое практическое воплощение. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина создание 16 новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции полностью оправдало себя и с точки зрения повышения гарантий прав граждан в судебном процессе, и для более тщательного выявления и быстрого устранения судебных ошибок. Значение апелляционных и кассационных судов в административном судопроизводстве связано с большим количеством административных дел, рассматриваемых областными и равными им судами по первой инстанции, судебные акты по которым могут являться предметом проверки в апелляционном суде и в кассационном суде в порядке сплошной кассации. Отдельные категории избирательных споров рассматриваются в порядке сплошной кассации Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Административная юстиция, в которой наиболее ярко проявляется идея разделения властей, обеспечиваемая посредством судебного контроля в процедуре административного судопроизводства, безусловно, ощутила положительный эффект от создания новых межрегиональных инстанций, отделенных, в том числе территориально, от центров региональной власти, в том числе в целях укрепления независимости власти судебной. С момента начала действия Кодекса и полноценного структурного оформления данного направления судопроизводства прошло 10 полных лет. В историческом масштабе это незначительный срок и достигнутый уже результат, несмотря на всеобщее ускорение, казалось бы, требовал гораздо большего времени. Осознавая свою причастность к этим историческим событиям – к такому уникальному явлению как современная система административного правосудия – Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поздравляет судей, работников аппаратов судов и всех представителей юридического сообщества, трудящихся на поприще административной юстиции, с этой важной и значимой юбилейной датой, открывшей новую страницу процессуальной истории отечественного административного права: с десятилетием со дня введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации! |
Понедельник | с 9:00 до 18:00 |
Вторник | с 9:00 до 18:00 |
Среда | с 9:00 до 18:00 |
Четверг | с 9:00 до 18:00 |
Пятница | с 9:00 до 15:30 |
Перерыв на обед с 13:00 до 13:30 В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 час | |
Суббота | Выходной |
Воскресенье | Выходной |