ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7288/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 7 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Леонтьевой Т.В., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3143/2023 (УИД 24RS0056-01-2022-009400-49) по иску Навродского Владимира Федоровича к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании отказа незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить социальную выплату, взыскании процентов, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» на решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Навродский Владимир Федорович (далее – Навродский В.Ф., истец) обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» (далее – КГКУ «Управление социальной защиты населения», ответчик) о признании отказа незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить социальную выплату, взыскании процентов, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Навродский В.Ф., ветеран труда, с 12 августа 2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости.
26 марта 2020 г. Навродский В.Ф. сменил место жительства и регистрации, проживает в настоящее время по адресу: <адрес>.
В период с 1 декабря 2020 г. по 31 апреля 2021 г. ответчик перестал выплачивать истцу ежемесячные денежные выплаты и компенсации в размере 50% стоимости коммунальных услуг, в связи с чем, 12 сентября 2022 г. Навродский В.Ф. обратился к ответчику с заявлением о выплате спорной компенсации.
22 сентября 2022 г. истец получил от ответчика уведомление об отказе в предоставлении данной выплаты.
Навродский В.Ф. находит действия ответчика незаконными.
Навродский В.Ф. просил суд признать незаконными действия ответчика и возложить на него обязанность произвести начисление и выплатить 50% суммы ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2020 г. по 31 апреля 2021 г. в размере 3478 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 726,99 руб.; взыскать компенсацию морального вреда 5000 руб.; расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 26 июля 2023 г. (с учетом определения судьи Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 19 сентября 2023 г.) исковые требования Навродского В.Ф. удовлетворены частично. Признаны незаконными действия КГКУ «Управление социальной защиты населения», выразившиеся в невыплате Навродскому В.Ф. в период с ноября 2020 года по февраль 2021 года (включительно) ежемесячных денежных выплат по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг. На КГКУ «Управление социальной защиты населения» возложена обязанность назначить и выплатить Навродскому В.Ф. предусмотренную Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ежемесячную денежную выплату по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг за период с ноября 2020 года по февраль 2021 года (включительно). С КГКУ «Управление социальной защиты населения» в пользу Навродского В.Ф. взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 726,99 руб., компенсация морального вреда в размере 800 руб., возврат уплаченной государственной пошлины 300 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 декабря 2023 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 26 июля 2023 г. в части взыскания с КГКУ «Управление социальной защиты населения» в пользу Навродского В.Ф. процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 722,73 руб., компенсации морального вреда в размере 800 руб. отменено, принято в этой части новое решение об отказе Навродскому В.Ф. в иске.
Решение суда в части признания незаконными действий КГКУ «Управление социальной защиты населения», выразившихся в невыплате Навродскому В.Ф. в период с ноября 2020 года по февраль 2021 года (включительно) ежемесячных денежных выплат по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг согласно Закону Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»; возложении на КГКУ «Управление социальной защиты населения» обязанности назначить и выплатить Навродскому В.Ф. предусмотренную Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ежемесячную денежную выплату по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг за период с ноября 2020 года по февраль 2021 года (включительно) изменено.
Признаны незаконными действия КГКУ «Управление социальной защиты населения», выразившиеся в невыплате Навродскому В.Ф. в период с ноября 2020 года по февраль 2021 года (включительно) компенсации в размере 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края с учетом нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления (накопления) коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На КГКУ «Управление социальной защиты населения» возложена обязанность назначить и выплатить Навродскому В.Ф. предусмотренную пунктом 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», компенсацию в размере 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» с учетом нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», и (или) нормативов потребления (накопления) коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ «Управление социальной защиты населения» просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец, представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Навродский В.Ф. является ветераном труда.
По заявлению Навродского В.Ф. от 31 января 2013 г. ему назначена компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг по месту проживания по адресу: г. Красноярск ул. Партизана Железняка, 2 «г»-9. В заявлении истец указал, что в случае изменения, в том числе своего места жительства (места пребывания) обязуется в течение месяца предоставить в орган социальной защиты населения сведения об указанном событии.
Навродский В.Ф. с 26 марта 2020 г. зарегистрирован по месту проживания о адресу: <адрес>
С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по данному адресу по категории «ветеран труда» Навродский В.Ф. обратился к ответчику 19 февраля 2021 г.
В соответствии с протоколом назначении компенсации №487 от 25 февраля 2021 г. истцу назначена компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес>
За период с 1 апреля 2020 г. по 31 октября 2020 г. КГКУ «Управление социальной защиты населения» произвело выплату компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 5007,21 руб.
Решением мирового судьи судебного участка №144 в Советском районе г. Красноярска от 28 сентября 2021 г. удовлетворены исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения», с Навродского В.Ф. взысканы денежные средства в размере 5007,21 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Советского районного суда г. Красноярска от 24 марта 2022 г. решение мирового судьи судебного участка № 144 в Советском районе г. Красноярска от 28 сентября 2021 г. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Навродскому В.Ф. о взыскании неосновательного обогащения в виде мер социальной поддержки по оплате жилого помещения отказано.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2022 г. апелляционное определение Советского районного суда г. Красноярска от 24 марта 2022 г. оставлено без изменений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание правовой статус истца (ветеран труда), его возраст, перемену места жительства в пределах одного населенного пункта и пришел к выводу об отсутствии оснований для невыплаты КГКУ «Управление социальной защиты населения» ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Красноярском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13- 2804 ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», достигшим возраста 60 и 55 лет (мужчинам и женщинам соответственно) или которым назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», предоставляются компенсации в следующих размерах:
а) 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края. Компенсация на оплату жилья распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
б) 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления (накопления) коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 4 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804, уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 60 - 63 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг"), разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика суды первой и апелляционной инстанций, исходя из нормативных положений законодательства Красноярского края в их системном единстве и взаимосвязи, пришли к обоснованному выводу о том, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора пришли к правомерному выводу о том, что Навродский В.Ф. перерегистрировавшись по месту жительства в пределах одного муниципального образования, имел право на получение мер социальной поддержки.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 26 июля 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 декабря 2023 г., и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 11 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
О.С. Андуганова