ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0005-01-2023-003991-18 |
Дата поступления | 08.07.2024 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → О взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Гордиенко А.Л.- Судья ГР |
Дата рассмотрения | 06.08.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 42 - Кемеровская область - Кузбасс |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Заводский районный суд г. Кемерово |
Номер дела в первой инстанции | 2-3137/2023 |
Дата решения первой инстанции | 21.12.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Агафонов Дмитрий Александрович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Судебное заседание | 06.08.2024 | 12:30 | №25 | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение | 10.07.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
08.07.2024 | ПРОКУРОР | Прокурор Кемеровской области-Кузбасса г. Кемерово в лице Закулисова А.В. | 09.07.2024 | 09.07.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Киселевского городского округа | 4211004971 | 1024201259741 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса | 4205145396 | 1074205025861 | ||||||
ОТВЕТЧИК | НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" | 4205997094 | 420501001 | 1134200001671 | |||||
ПРОКУРОР | Прокурор города Киселевска | ||||||||
ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа | 4211020846 | 421101001 | 1074211001248 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16253/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 6 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Татаринцевой Е.В., Ельмеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0005-01-2023-003991-18 по иску прокурора города Киселёвска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства
по кассационному представлению прокурора Кемеровской области -Кузбасса на решение Заводского районного суда города Кемерово от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л.,
установила:
Прокурор города Киселёвска обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (далее - НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», Фонд) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
Требования мотивированы тем, что в рамках полномочий по надзору за исполнением законодательства в сфере жилищного хозяйства прокуратурой г.Киселёвска проведена проверка в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса».
В соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27 мая 2013 г. № 2008, с учётом постановления от 13 мая 2020 г. №275, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Кемеровской области. Основной целью деятельности организации является формирование средств и имущества для обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014-2043 годы, утверждённой постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2013 г. №672.
В соответствии с краткосрочным планом реализации данной программы на период с 2020 г. по 2022 г. запланировано проведение капитального ремонта общего имущества, но работы в 39 домах не проведены.
В октябре 2022 г. проводилась аналогичная проверка исполнения законодательства, в результате которой ответчику вынесено представление, но нарушения в полном объёме не устранены, сведений о заключении договоров на ремонт спорных домов не представлено. Истец полагает, что имеет место незаконное бездействие со стороны ответчика, несвоевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов влечёт нарушение прав не только собственников спорных домов, но и собственников домов подлежащих ремонту.
Истец просил обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обеспечить проведение работ:
по капитальному ремонту систем теплоснабжения многоквартирных домов, расположенных по <адрес> <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; г<адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес>; <адрес>
по капитальному ремонту кровли многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>; <адрес>; г<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>;
по капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. <адрес> <адрес>; <адрес>
по капитальному ремонту системы водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>
Установить срок для исполнения обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Сухих О.А. отказалась от требований в части домов по адресам: <адрес> и <адрес> в связи с добровольным исполнением требований ответчиком в ходе рассмотрения дела, в остальной части требования поддержала.
Определением Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 21 декабря 2023 г. принят отказ прокурора города Киселёвска Кемеровской области от части указанных требований.
Решением Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 21 декабря 2023 г. в удовлетворении требований прокурора города Киселёвска Кемеровской области в интересах неопределённого круга лиц к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 марта 2024 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Кемеровской области -Кузбасса ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкая О.С. поддержала доводы кассационного представления.
Представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» - Станкене Г.В., действующая на основании доверенности, просила оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационного представления в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационного представления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении дела.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30 декабря 2013 г. № 672 утверждена региональная программа капитального ремонта на 2014-2043 годы.
В соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы срок капитального ремонта 169 многоквартирных домов в г.Киселёвске был запланирован на период с 2021 года по 31 декабря 2022 г. По окончании срока краткосрочного плана ремонт не был выполнен в 61 доме.
В рамках настоящего иска заявлено 37 многоквартирных домов по адресам: <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес>» (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт системы водоотведения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); г<адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт систем: теплоснабжения, водоснабжения, и водоотведения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы теплоснабжения); <адрес> (ремонт системы водоотведения); <адрес> (ремонт кровли); <адрес> (ремонт кровли).
Из материалов дела следует, что 15 июня 2020 г. направлены предложения о проведении капитального ремонта собственникам многоквартирных домов.
Собственниками многоквартирных домов приняты решения по необходимым вопросам.
Вопрос о стоимости работ принимается собственниками исходя из допустимого размера предельной стоимости выполнения работ, которая может быть оплачена региональным оператором за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №225 от 6 июня 2014 г., действующей по состоянию на дату принятия решения, то есть на 15 июня 2020 г. и 26 февраля 2021 г.
Существенное повышение в 2021-2022 годах стоимости строительных материалов и оборудования привело к резкому удорожанию стоимости работ по капитальному ремонту, и, соответственно, невозможности проведения капитального ремонта общего имущества указанных многоквартирных домов по стоимости, утверждённой собственниками многоквартирных домов решением общего собрания.
С момента принятия собственниками решения о стоимости капитального ремонта существенно повышен допустимый размер предельной стоимости выполнения работ по капитальному ремонту крыши, а также внутридомовых инженерных систем тепло- и водоснабжения, установленный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №225 от 6 июня 2014 г., исходя из которого региональный оператор может оплатить работы за счёт средств фонда капитального ремонта.
Таким образом, проведение ремонтных работ без изменения стоимости видов запланированных работ по капитальному ремонту с учётом актуальной предельно допустимой их стоимости, крайне затруднительно.
Ответчиком проведены аукционы на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, которые признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
Ответчиком направлялись предложения об актуализации стоимости капитального ремонта и увеличении размера взноса, а также предложение в адрес органа местного самоуправления осуществить софинансирование капитального ремонта.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях ответчика не установлено обстоятельств, свидетельствующих о его виновном поведении, поскольку договор на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома заключается по итогам проведения электронного аукциона, организуемого региональным оператором, а начальная (максимальная) цена договора определяется заказчиком на основании сметной документации; капитальный ремонт спорных многоквартирных домов не проведён до сих пор по независящим от НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обстоятельствам, в настоящее время возникла необходимость принятия собственниками помещений в МКД решения об изменении стоимости запланированных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, с учётом актуальной предельно допустимой его стоимости, которое принято не было; со стороны Фонда предприняты все возможные меры с учётом установленных законом обязательных процедур, исполняются все обязанности, возложенные на регионального оператора в целях организации проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома; иных способов организации его проведения действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» учреждена в соответствии со статьёй 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Законом Кемеровской области от 23 декабря 2013 г. №141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах» и приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22 октября 2013 г. №75, как некоммерческая организация, преследующая общественно-полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.
В силу ч. 1 ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других, не запрещенных законом источников.
В соответствии с ч. 2 ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора, являются: в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущество в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Частью 1 статьи 168 ЖК РФ установлено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч. 3 ст. 168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30 декабря 2013 г. №672 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014-2043 годы.
Постановлением администрации Киселёвского городского округа от 6 декабря 2021 г. №207-н утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020 - 2022 годы на территории Киселевского городского округа.
В соответствии с краткосрочным планом реализации данной программы на период с 2020 г. по 2022 г. запланировано проведение капитального ремонта общего имущества, но работы в 37 многоквартирных домах указанных в иске не проведены.
Таким образом, плановые сроки завершения капитальных ремонтов спорных многоквартирных домов в г. Киселёвске были установлены, на момент вынесения судом решения названные сроки истекли, однако НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» проведение капитальных ремонтов указанных домов обеспечено не было, при этом меры, принимаемые Фондом, оказались недостаточными.
Указанные обстоятельства не были учтены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Данным требованиям закона и акту их разъяснения вынесенные судебные постановления не отвечают.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение Заводского районного суда города Кемерово от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 марта 2024 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Кемерово от 21 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21 марта 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 13 августа 2024 г.