ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 22RS0013-01-2024-002630-22 |
Дата поступления | 19.11.2024 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Новожилова И.А.- Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 22 - Алтайский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Бийский городской суд Алтайского края |
Номер дела в первой инстанции | 2-2674/2024 ~ М-1536/2024 |
Дата решения первой инстанции | 10.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Балаба Татьяна Юрьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 11:30 | №7 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 30.11.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
19.11.2024 | ИСТЕЦ | Поздняков С. М. | 20.11.2024 | 22.11.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | КГКУ "Управление социальной защиты населения по г.Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социальной защиты Алтайского края | ||||||||
ИСТЕЦ | Поздняков Сергей Михайлович |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-713/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2674/2024 (УИД 22RS0013-01-2024-002630-22) по исковому заявлению Позднякова Сергея Михайловича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» об оспаривании решения об отказе в заключении социального контракта,
по кассационной жалобе Позднякова Сергея Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 октября 2024 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Бийского городского суда Алтайского края при участии Позднякова Сергея Михайловича, представителя Позднякова Сергея Михайловича по устному ходатайству Поздняковой Елены Николаевны, представителя Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» по доверенности Суторминой Оксаны Олеговны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения Позднякова Сергея Михайловича, представителя Позднякова Сергея Михайловича по устному ходатайству Поздняковой Елены Николаевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» по доверенности Суторминой Оксаны Олеговны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Поздняков Сергей Михайлович (далее по тексту – Поздняков С.М., истец) обратился в Бийский городской суд Алтайского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» (далее по тексту - КГКУ «УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам», ответчик) о признании незаконным решения от 22 февраля 2024 г. №; об обязании удовлетворить заявление от 19 февраля 2024 г. об оказании материальной помощи и заключении социального контракта по направлению - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Протокольным определением Бийского городского суда Алтайского края от 17 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты по Алтайскому краю.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 10 июля 2024 г. исковые требования Позднякова С.М. удовлетворены частично. Признано незаконным решение КГКУ «УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» от 22 февраля 2024 г. № об отказе в предоставлении Позднякову С.М. материальной помощи на основании социального контракта. На КГКУ «УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» возложена обязанность рассмотреть заявление Позднякова С.М. об оказании материальной помощи на основании социального контракта. В удовлетворении остальной части исковых требований Позднякова С.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 октября 2024 г. решение Бийского городского суда Алтайского края от 10 июля 2024 г. отменено, принято по делу новое решение. Исковые требования Позднякова С.М. оставлены без удовлетворения.
Поздняков С.М. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 октября 2024 г. отменить, оставить в силе решение Бийского городского суда Алтайского края от 10 июля 2024 г.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 февраля 2024 г. Поздняков С.М., обратился в КГКУ «УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам» с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта по направлению осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, указав, что является малоимущим.
К заявлению были приложены выписка из домовой книги, копия паспорта, копия свидетельства о расторжении брака, справка из ЦЗН, справка о доходах, справка об установлении инвалидности, копия трудовой книжки, бизнес-план, расчетный счет.
Согласно листу собеседования Поздняков С.М. обратился за материальной помощью на основании социального контракта с целью открытия индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, - организации службы курьерской доставки.
22 февраля 2024 г. в удовлетворении заявления Позднякова С.М. об оказании материальной помощи на основании социального контракта в связи с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности отказано в связи с несоответствием условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта (подпункт «л» пункта 3.13 Порядка предоставления материальной помощи на основании социального контракта, утвержденного приказом Минсоцзащиты Алтайского края от 25 декабря 2023 г. № 27/Пр/384). На основании статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В ходе рассмотрения заявления и пакета документов комиссией принято во внимание, что Поздняков С.М. имеет средне-профессиональное образование по специальности механизация сельского хозяйства, не состоит в трудовых отношениях с 15 июня 2023 г., на учете в центе занятости населения по поиску работы не зарегистрирован, индивидуальным предпринимателем и налогоплательщиком налога на профессиональный доход не является.
Поздняков С.М., указав, что принятое решение является незаконным, нарушающим его права, поскольку с октября 2022 г. ему установлена инвалидность <данные изъяты> группы, его доходы состоят из страховой пенсии и ЕДВ в общем размере 12 704,15 рублей, он имеет <данные изъяты> заболевания, связанные с <данные изъяты>, в связи с чем никакие иные способы, кроме автомобильной доставки, невозможны, с 15 июня 2023 г. он прекратил трудовую деятельность, с учетом имеющихся заболеваний работать полный рабочий день по 8-12 часов не имеет возможности, деятельность, изложенная в заявлении на заключение социального контракта, позволит ему осуществлять трудовую деятельность по гибкому графику, с использованием автотранспорта и минимизированием стоячей работы, он обращался в центр занятости населения для поиска и подбора работы, ему предлагали работу, аналогичную предыдущей и не подходящую по состоянию здоровья, либо неквалифицированную работу, связанную с тяжелым физическим трудом, который ему также противопоказан; с учетом имеющихся заболеваний он периодически проходит стационарное лечение от 1 до 4-х недель не менее 2-х раз в год, что не устраивает работодателей, он нуждается в смене профиля работы с учетом имеющихся заболеваний и возможности трудиться в подходящих условиях, для работы необходимо приобрести автомобиль, постановка на учет в центре занятости населения для поиска работы, отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и налогоплательщика налога на профессиональный доход не являются обязательными условиями для предоставления материальной помощи на основании социального контракта, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы истца о соответствии его заявления условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, а также о том, что наличие его дохода ниже прожиточного минимума обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от самого истца: инвалидность, невозможность трудоустройства по его специальности и квалификации по состоянию здоровья, наличие ограничений в трудовой деятельности, периодическое нахождение на стационарном и амбулаторном лечении, а кроме того, в оспариваемом решении ответчиком не указывается конкретная причина отказа.
Удовлетворение требований истца об устранении нарушения его прав путем удовлетворения его заявления и заключения социального контракта суд посчитал преждевременным, указав, что принятие самого решения о предоставлении истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта находится в исключительной компетенции органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя и не может являться предметом судебного разбирательства.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Позднякова С.М., суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела документами не подтверждено, что истец имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по объективным, независящим от него обстоятельствам. С момента увольнения с прежнего места работы в течение длительного периода времени истец, являясь трудоспособным, трудоустроен не был, сведений о том, что увольнение с последнего места работы было обусловлено медицинскими показаниями, а дальнейшее трудоустройство являлось невозможным в связи с имеющимися у истца заболеваниями и установленной инвалидностью, равно как и сведений о конкретных мерах, предпринятых истцом с целью трудоустройства, поиска работы, в том числе по специальности и квалификации, а также дополнительного источника дохода материалы дела не содержат.
В материалы дела представлены письменные доказательства наличия вакансий в центре занятости населения, в том числе свободной должности сторожа, по которой суд апелляционной инстанции не усмотрел невозможности Позднякова С.М. трудиться, исходя из имеющихся в материалах дела медицинских документов о его диагнозе и заболеваниях, установленная инвалидность <данные изъяты> группы по общему заболеванию и медицинские рекомендации по восстановлению здоровья не являются достаточным подтверждением наличия ограничений на занятие трудовой деятельностью.
В отсутствие доказательств существования объективных препятствий для работы по тем или иным вакантным должностям в связи с необходимостью прохождения стационарного и амбулаторного лечения истцом в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции поставил под сомнение исключительность избранной Поздняковым С.М. меры социальной помощи, при наличии иных способов социальной адаптации.
Суд апелляционной инстанции отметил, что институт предоставления гражданам мер социальной поддержки направлен на стимулирование и поддержку лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что предполагает встречное обязательство этих лиц по принятию ими своевременных и разумных мер в целях их социальной адаптации, иной подход, исключающий встречное обязательство, как меры социальной ответственности, приведет к нарастанию социального иждивенчества среди граждан, что недопустимо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
В статье 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи (пункт 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Министерством труда и социальной защиты Алтайского края приказом от 5 октября 2017 г. № 430 утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи (далее по тексту – Порядок) (нормы приведены в редакции, действовавшей в период спорных отношений).
Настоящий Порядок определяет условия и порядок предоставления материальной помощи в денежной форме (далее – «материальная помощь») малоимущим гражданам и семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям, имеющим и воспитывающим 10 и более детей (пункт 1 Порядка).
Пунктом 3 Порядка установлено, что на предоставление материальной помощи имеют право граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, фактически проживающие на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания. Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.
Материальная помощь подразделяется на следующие виды: 1) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям; 2) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям на основании социального контракта (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка предоставление материальной помощи имеет заявительный характер.
Решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в ее оказании) принимается комиссией управления (абзац третий пункта 14 Порядка).
Подпунктом 12 пункта 21 Порядка наличие у заявителя (членов его семьи) среднедушевого денежного дохода ниже величины прожиточного минимума, установленной в Алтайском крае, по зависящим от него (от них) причинам, является основаниями для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи.
Приказом Минсоцзащиты Алтайского края от 25 декабря 2023 г. № 27/Пр/384 утвержден Порядок предоставления материальной помощи на основании социального контракта.
Указанным Порядком предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает условия и порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта нуждающимся в социальной поддержке малоимущим гражданам и (или) семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (пункт 1.1); для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия: малоимущие граждане и (или) семьи - это граждане и (или) семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае на дату обращения за предоставлением материальной помощи на основании социального контракта; граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это граждане, имеющие обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия их жизнедеятельности и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно (чрезвычайная ситуация, пожар, инвалидность или иные обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности, при одновременном отсутствии у гражданина и членов его семьи доходов и (или) имущества, позволяющих преодолеть указанные обстоятельства) (пункт 1.2); материальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам Российской Федерации, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства или месту пребывания (при условии наличия постоянного места жительства на территории Российской Федерации). Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда (пункт 2.1); к социальному контракту по соответствующей форме согласно приложениям 1 - 4 к настоящему Порядку прилагается программа социальной адаптации по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями материальной помощи на основании социального контракта мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) мероприятие по поиску работы. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке социальный контракт заключается с гражданами, проживающими в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта; 2) мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) мероприятие по ведению личного подсобного хозяйства; 4) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 2.2); заявление о назначении материальной помощи на основании социального контракта по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1931 «Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи», подается в управление социальной защиты населения гражданином от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи по выбору: лично; в электронном виде через Единый портал; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. При наличии зарегистрированного в управлении социальной защиты населения заявления о назначении повторно поданное тем же заявителем заявление не рассматривается (пункт 3.1); одновременно с заявлением о назначении заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации соответствующие документы (сведения) (пункт 3.4); основанием для отказа в назначении материальной помощи на основании социального контракта является несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящим Порядком, в том числе на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка (подпункт «л» пункта 3.13); подготовленные управлением социальной защиты населения социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, в том числе подготовленный заявителем бизнес-план, в обязательном порядке рассматриваются на заседании межведомственной комиссии до заключения социального контракта (пункт 4.4); межведомственная комиссия по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 4.4 настоящего Порядка, принимает решение о соответствии либо несоответствии заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении материальной помощи на основании социального контракта, которое оформляется в виде протокола и подписывается всеми присутствующими членами межведомственной комиссии. Решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов межведомственной комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим (пункт 4.5).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 1 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 г., с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
К числу таких причин могут быть отнесены: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что комиссией, при принятии решения об отказе в предоставлении материальной помощи на основании социального контракта учитывалось, что Поздняков С.М. имеет доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае, по зависящим от него причинам, у Позднякова С.М. <данные изъяты> группа инвалидности, по которой он получает страховую пенсию и ЕДВ, согласно расчета за период с октября 2023 г. по декабрь 2023 г. в общем размере 13 382,85 рублей, официально не работает с 15 июня 2023 г., каких-либо действий по повышению среднедушевого дохода не предпринимал, каких-либо доказательств подтверждающих его нахождение в трудной жизненной ситуации, которую можно отнести к числу причин, независящих от гражданина, не представлял, приняв во внимание из представленных доказательств, что с момента увольнения с прежнего места работы в течение длительного периода времени Поздняков С.М., являясь трудоспособным, трудоустроен не был, отсутствие сведений о том, что увольнение Позднякова С.М. с последнего места работы было обусловлено медицинскими показаниями, а дальнейшее трудоустройство являлось невозможным в связи с имеющимися заболеваниями и установленной инвалидностью, отсутствие сведений о конкретных мерах, предпринятых Поздняковым С.М. с целью трудоустройства, поиска работы, в том числе по специальности и квалификации, а также дополнительного источника дохода, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа Позднякову С.М. в предоставлении государственной социальной помощи.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы Позднякова С.М. о том, что он является малоимущим, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по не зависящим от него обстоятельствам, в связи с наличием препятствий в выборе профессии или рода деятельности, в том числе в качестве сторожа о чем указано судом апелляционной инстанции, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии со стороны Позднякова С.М. собственных активных действий, направленных на повышение уровня дохода, о наличии у Позднякова С.М. возможности повысить свои доходы до величины прожиточного минимума, установленной в Алтайском крае, в том числе путем официального трудоустройства.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что институт предоставления гражданам мер социальной поддержки направлен на стимулирование и поддержку лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что предполагает встречное обязательство этих лиц по принятию ими своевременных и разумных мер в целях их социальной адаптации.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Государственная пошлина в размере 4 700 рублей в уплате которой Позднякову С.М. при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка, подлежит взысканию с Позднякова С.М. в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Позднякова Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Взыскать с Позднякова Сергея Михайловича государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 4 700 рублей.
Бийскому городскому суду Алтайского края выдать исполнительный лист.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Мотивированное определение изготовлено 18 февраля 2025 г.
