ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 24RS0041-01-2023-001057-87 |
Дата поступления | 20.11.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых отношений → Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): → Дела об оплате труда → о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Леонтьева Т.В. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 24 - Красноярский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Октябрьский районный суд г. Красноярска |
Номер дела в первой инстанции | 2-230/2024 |
Дата решения первой инстанции | 27.02.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Корнийчук Юлия Павловна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 16.01.2025 | 11:30 | Заседание отложено | в связи с прочими основаниями | 30.11.2024 | ||||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 14:00 | №8 | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение | 16.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
20.11.2024 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Буран Е. В. | 21.11.2024 | 22.11.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Буран Екатерина Владимировна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент городского хозяйства и транспорта администрации г. Красноярска | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент транспорта Администрации города Красноярска | ||||||||
ОТВЕТЧИК | МП города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5" | 2463210351 | 246301001 | 1082468059618 | |||||
ИСТЕЦ | Мухаметчина Наталья Юрьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Сотников Сергей Алексеевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Сысоева Елена Николаевна |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-424/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Леонтьевой Т.В., Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-230/2024 (УИД 24RS0041-01-2023-001057-87) по иску Мухаметчиной Натальи Юрьевны, Сотникова Сергея Алексеевича, Сысоевой Елены Николаевны к акционерному обществу «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» о взыскании задолженности по заработной плате, отпускным, взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе представителя истцов Мухаметчиной Натальи Юрьевны, Сотникова Сергея Алексеевича, Сысоевой Елены Николаевны – Буран Екатерины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения представителя истцов Буран Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя акционерного общества «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» Глинской Л.А., участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мухаметчина Наталья Юрьевна (далее – Мухаметчина Н.Ю.), Сотников Сергей Алексеевич (далее – Сотников С.А.), Сысоева Елена Николаевна (далее – Сысоева Е.Н.) обратились в суд с иском к муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» (далее – МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5», ответчик) о взыскании задолженности по заработной плате, отпускным, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывали на то, что истцы являются работниками МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5».
Мухаметчина Н.Ю. с 7 июля 2014 г. работает в должности водителя автобуса регулярного городского пассажирского маршрута 7 разряда, Сотников С.А. с 19 января 2017 г. в должности водителя автобуса регулярного городского пассажирского маршрута 7 разряда, Сысоева Е.Н. с 30 ноября 2009 г. в должности кондуктора автобуса 4 разряда.
Условия оплаты труда, установленные работодателем, противоречат Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее -Отраслевое соглашение).
Согласно разделу 3 Отраслевого соглашения минимальная ставка рабочего 1 разряда, которая служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и окладов других категорий работников не может быть менее МРОТ, разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.
В соответствии с пунктом 1.7 Отраслевого соглашения, региональные отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения.
В нарушение Отраслевого соглашения расчет заработной платы за отработанное время производился ответчиком исходя из базовой тарифной ставки, установленной Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту Красноярского края, которая составляет 6218 руб. для первого разряда, что значительно ниже МРОТ и условий оплаты, предусмотренных в Отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации.
В результате необоснованного занижения часовой тарифной ставки, ответчик неверно производил начисление и выплату истцам заработной платы, а также отпускных при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Истец Сысоева Е.Н. полагает, что в 2021-2022 годах ответчик необоснованно не выплачивал ей надбавку к заработной плате в размере 4% за работу в условиях, отличающихся от нормальных.
Действиями работодателя по невыплате заработной платы в полном размере, истцам причинен моральный вред.
Мухаметчина Н.Ю., Сотников С.А., Сысоева Е.Н. просили суд взыскать с ответчика в пользу Мухаметчиной Н.Ю. задолженность по заработной плате за 2021 г. в сумме 471951,19 руб., за 2022 г. в размере 447274,42 руб., задолженность по отпускным за 2021 г. в размере 67881 руб., за 2022 год в размере 82593,36 руб.; в пользу Сотникова С.А. задолженность по заработной плате за 2021 г. в сумме 697436,79 руб., за 2022 год в сумме 636439,99 руб., задолженность по отпускным и компенсации отпуска за 2021 г. в размере 68914 руб., за 2022 год в размере 29823,30 руб., 46275,60 руб., 58023,21 руб.; в пользу Сысоевой Е.Н. задолженность по заработной плате за 2021 г. в сумме 235788,75 руб., за 2022 г. в сумме 301978,94 руб., задолженность по отпускным за 2021 г. в сумме 21615,67 руб., за 2022 год в сумме 41863,94 руб. Возложить на ответчика обязанность устранить дискриминацию в труде, заключить дополнительное соглашение к трудовым договорам согласно Федеральному отраслевому соглашению в части оплаты труда. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300000 руб. в пользу каждого истца.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 29 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта администрации г. Красноярска.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 27 февраля 2024 г. исковые требования Мухаметчиной Н.Ю., Сотникова С.А., Сысоевой Е.Н. удовлетворены частично.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в пользу Мухаметчиной Н.Ю. взысканы задолженность по заработной плате в размере 919225,61 руб., недоплата за отпуск в размере 150474,36 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в пользу Сотникова С.А. взысканы задолженность по заработной плате в размере 1333876,78 руб., недоплата за отпуск в размере 203036,11 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в пользу Сысоевой Е.Н. взысканы задолженность по заработной плате в размере 513528,78 руб., недоплата за отпуск в размере 60797,7 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в доход бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 24404,7 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 сентября 2024 г. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 27 февраля 2024 г. изменено.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в пользу Мухаметчиной Н.Ю. взысканы задолженность по заработной плате 691489,4 руб., недополученная сумма отпускных – 143123,07 руб., государственная пошлина в доход местного бюджета 11846 руб.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в пользу Сотникова С.А. взысканы задолженность по заработной плате 1007957,83 руб., недополученная сумма отпускных – 129295,56 руб., государственная пошлина в доход местного бюджета 14186 руб.
С МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» в пользу Сысоевой Е.Н. взысканы задолженность по заработной плате 393201,42 руб., недополученная сумма отпускных 44756,14 руб., государственная пошлина в доход местного бюджета 7880 руб.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истцов Мухаметчиной Н.Ю., Сотникова С.А., Сысоевой Е.Н. – Буран Е.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2025 г. произведена замена ответчика МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» на акционерное общество «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» (далее – АО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5»).
АО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, истцы Мухаметчина Н.Ю., Сотников С.А., Сысоева Е.Н., представитель третьего лица Департамента транспорта администрации г. Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мухаметчина Н.Ю. с 7 июля 2014 г. работает в должности водителя автобуса регулярного городского пассажирского маршрута 7 разряда, Сотников С.А. с 19 января 2017 г. в должности водителя автобуса регулярного городского пассажирского маршрута 7 разряда, Сысоева Е.Н. с 30 ноября 2009 г. в должности кондуктора автобуса 4 разряда.
В соответствии с условиями заключенных с ответчиком трудовых договоров, оплата труда устанавливается на основании Положения об оплате труда и премирования водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов и состоит из часовой тарифной ставки, компенсационных выплат в виде районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях по 30 %. Рабочее время определяется в соответствии с графиком, составленным на текущий месяц, режим труда - сменная работа, учет рабочего времени - суммированный.
Согласно пункту 2.8 коллективных договоров ответчика на 2015-2018 года и на 2021-2024 годы, выплата заработной платы до 2021 года производилась 5-го и 20-го числа месяца, с 2021 года - 30-го и 15-го числа месяца.
Коллективным договором МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» на 2015-2018 годы, пролонгированным до 31 марта 2021 г., на основании соглашения от 31 марта 2018 г., также коллективным договором МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» на 2021-2024 годы, подписанным исполняющим директором МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» и от имени работников председателем Первичной профсоюзной организации МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5», предусмотрено, что первичная профсоюзная организация МП г. Красноярска «КПАТП №5» представляет интересы всех работников предприятия (далее «Коллективный договор на 2015-2018 года» и «Коллективный договор на 2021 -2024 годы»).
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.2 коллективного договора на 2015-2018 годы базовая (минимальная) тарифная ставка (оклад) рабочего первого разряда в муниципальных пассажирских автотранспортных предприятиях устанавливается с 1 октября 2015 г. в размере 5450,3 руб. в месяц. Тарифные ставки (оклады) работников других категорий определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент (Приложение №1 к Постановлению администрации г. Красноярска от 29 июня 2012 г. № 286).
Согласно Приложению №1 к указанному Постановлению от 29 июня 2012 г., тарифный коэффициент для работников муниципальных предприятий пассажирского транспорта, имеющих 7 разряд, составляет 1,91, тарифный коэффициент для работников муниципальных предприятий пассажирского транспорта, имеющих 4 разряд, составляет 1,41.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2.1 - 2.2 коллективного договора на 2021-2024 годы, который, согласно пункту 1.3, вступает в силу 1 апреля 2021 г. и действует до 31 марта 2024 г.
Из представленных в материалы дела расчетных листков за 2021-2022 годы следует, что заработная плата в 2021 году начислялась истцам Мухаметчиной Н.Ю., Сотникову С.А. исходя из тарифной - 80,48 руб., в 2022 году - 92,51 руб., Сысоевой Е.Н. исходя из тарифной ставки 59,42 руб., в 2022 году - 68,29 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 45, 46, 56, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 г., которым установлена базовая (минимальная) тарифная ставка 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда с 1 января 2020 г. в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации, исходил из того, что поскольку МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» мотивированный письменный отказ присоединения к указанному Отраслевому соглашению не направило, то на него распространяются условия данного соглашения, следовательно, оплата труда истца не может быть ниже, чем установленной указанным соглашением, однако заработная плата истцам за 2021 и 2022 годы начислялась и выплачивалась исходя из тарифной ставки, предусмотренной трудовым договором, размер которой не соответствует Отраслевому соглашению.
Суд также исходил из того, что приведенный в приложении № 1 к Отраслевому соглашению коэффициент работника 7 разряда является примерным и носит рекомендательный характер, в связи с чем, при расчете тарифной ставки следует применять коэффициент 2,2, исходя из общих положений пункта 3.5 Федерального отраслевого соглашения и 7 разряда работника, а также 1,6 исходя из 4 разряда работника, пришел к выводу о частичном удовлетворении указанных требований, взыскав в пользу истцов задолженность по заработной плате с применением тарифных ставок, рассчитанных по нормам Федерального отраслевого соглашения.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такой срок подлежит восстановлению, поскольку истцы предпринимали действия, направленные на восстановление своего нарушенного права, учитывая обращения в различные органы по факту несоответствия размера заработной платы Отраслевому соглашению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о применении Отраслевого соглашения.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0,2.
В соответствии с разделом 2 коллективного договора на 2015-2018 годы пролонгированным до 31 марта 2021 г. и коллективного договора МП г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» на 2021-2024 годы тарифный коэффициент рабочего 7 разряда составляет 1,91, рабочего 4 разряда - 1,41.
Суд апелляционной инстанции учел, что разрядный коэффициент для 7 разряда - 2,2, а для 4 разряда - 1,6, примененные судом для расчета задолженности по заработной плате перед истцами, не предусмотрены локальными актами работодателя. Суд, самостоятельно установил разрядный коэффициент в приведенном выше размере, при этом не принял во внимание, что установленная Отраслевым соглашением разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0,2 носит рекомендательный характер для работодателей отрасли и ответчиком в локальных актах, равно как и в коллективном договоре, заключенным между администрацией и трудовым коллективом в таком размере не устанавливался.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в силу прямого указания пункта 3.5 Отраслевого соглашения, суду следовало определять разрядный коэффициент в соответствии с локальными актами работодателя.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, произведя расчет из размеров тарифных ставок, предусмотренных коллективными договорами работодателя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации:
регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;
соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации;
если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным;
содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения. При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам;
в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении;
в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом деятельности АО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» является перевозка пассажиров по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Красноярска.
24 декабря 2019 г. Федеральной службой по труду и занятости зарегистрировано Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (далее - Отраслевое соглашение). Данное Отраслевое соглашение вступило в силу с 1 января 2020 г. и действует по 31 декабря 2022 г.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. N 14-4/10/В-807, опубликованному в "Российской газете" N 29, 12 февраля 2020 г. соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 г., регистрационный N 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru). Работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему.
В письме обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В соответствии с пунктом 1.1 Отраслевого соглашения оно заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются:
- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
- работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАС, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения оно: является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; распространяется соглашение на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
Этим же пунктом Отраслевого соглашения предусмотрено, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0,2.
Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Трудовые отношения согласно абзацу первому статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Из пункта 1.7. Отраслевого соглашения следует, что региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями Отраслевого соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и Отраслевым соглашением, являются недействительными.
Пунктом 1.8. Отраслевого соглашения предусмотрено, что органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.
Однако приведенные положения Трудового кодекса Российской Федерации о правовом регулировании трудовых отношений, о порядке установления заработной платы работникам и положения Отраслевого соглашения о действии данного соглашения, об оплате труда, определенной данным соглашением, судом апелляционной инстанции были неправильно истолкованы и применены к спорным отношениям сторон, вследствие чего вывод суда апелляционной инстанции о не применении положений Отраслевого соглашения, нельзя признать правомерным.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь в обоснование вывода о том, что начисление заработной платы работникам подлежит в соответствии с коллективным договором, в нарушение положений статей 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учел, что в силу пункта 1.7 Отраслевого соглашения региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
Поскольку коллективные договоры в спорной части об определении размера тарифа не соответствуют требованиям Трудового кодекса Российской Федерации в части минимальной месячной тарифной ставки, установленной Отраслевым соглашением, то они не подлежали применению.
Установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого соглашения.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежит отмене с направлением гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить дело в апелляционном порядке на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 сентября 2024 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Л.П. Кожевникова
Мотивированное определение изготовлено 7 февраля 2025 г.
