ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0032-01-2022-003163-85 |
Дата поступления | 13.12.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Прочие из пенсионного законодательства |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Раужин Е.Н. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 42 - Кемеровская область - Кузбасс |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области |
Номер дела в первой инстанции | 2-234/2024 (2-2052/2023;) |
Дата решения первой инстанции | 24.05.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Козлова С.А. |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 12:00 | №7 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 17.12.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
13.12.2024 | ИСТЕЦ | Арестова С. П. | 16.12.2024 | 17.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Арестова Светлана Павловна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Засухин Виталий Николаевич | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство труда и занятости населения Кузбасса | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ОСФР РФ по Кемеровской области – Кузбассу | 4223077318 | 422301001 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-1602/2025 - (88-27242/2024)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-234/2024 (УИД 42RS0009-01-2022-003163-85) по иску Арестовой Светланы Павловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании недоплаты пенсии, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Арестовой Светланы Павловны на решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Арестова Светлана Павловна (далее – Арестова С.П., истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу) о взыскании недоплаты пенсии, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что с 5 октября 2012 г. истец являлась получателем страховой пенсии по инвалидности, с 16 апреля 2016г. у нее возникло право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
Арестова С.П. полагает, что перевод ее на страховую пенсию по старости должен был быть произведен ответчиком в беззаявительном порядке, в том числе, в случае права на досрочное назначение, что, по ее мнению, следует из толкования норм пункта 1 статьи 8 с учетом приложения №, статьи 15, пунктов 6 и 10 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она являлась получателем страховой пенсии, в пенсионном деле имелись все необходимые сведения.
Кроме того, при переводе ее на страховую пенсию по старости позже 16 апреля 2016 года ответчик, по ее мнению, должен был применить коэффициент повышения ИПК, что также не было сделано.
Арестова С.П. просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе перевести ее со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости с 16 апреля 2016 года, взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченную пенсию за период с 16 апреля 2016 года по 10 декабря 2019 года в размере 109634 рублей 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 750 000 рублей, судебные расходы в размере 93 рубля 40 копеек.
Протокольным определением суда от 7 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и занятости населения Кузбасса.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 20 февраля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Арестовой С.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 мая 2023 г. решение Рудничного районного суда г.Прокопьевск Кемеровской области от 20 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 г. решение Рудничного районного суда г.Прокопьевск Кемеровской области от 20 февраля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 мая 2023г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 24 мая 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2024 г. исковые требования Арестовой С.П. к ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу о взыскании недоплаты пенсии, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
На ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность перевести Арестову С.П. с пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 9 августа 2019 г.
Взысканы с ОФСР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Арестовой С.П. разница с учетом размера суммы пенсии по инвалидности, подлежащей выплате как работающему пенсионеру, и страховой пенсии по старости за период с 9 августа 2019 г. по 9 декабря 2019 г. в размере 11 345 рублей, почтовые расходы в сумме 09 (девять) рублей 02 копейки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований АрестовойС.П. отказано.
Арестовой С.П. на решение Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 24 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных в части отказа в удовлетворении исковых требований, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассатор указывает на то, что она представила все необходимые документы для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 16 июля 2016 г., но ответчику не был разъяснен порядок обращения с заявлением о переходе на другой вид страховой пенсии; судами не установлены обстоятельства прекращения выплаты пенсии по инвалидности и доплаты к пенсии.
По мнению кассатора, судом необоснованно было отказано в удовлетворении требований в части взыскания компенсации морального вреда.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Арестова С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 5 октября 2012 г. являлась получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 1 ноября 2015 г. пенсия по инвалидности была назначена бессрочно.
Согласно сведениям информационной базы данных территориального органа СФР 5 августа 2019 г. специалистом клиентской службы на правах отдела в Рудничном районе г. Прокопьевск истцу была дана устная консультация о досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в РКС, МКС (регистрационный номер № от 5 августа 2019г.).
7 августа 2019 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с письменным заявлением произвольной формы, в котором просила «рассчитать и начислить пенсию по льготному стажу работы, начиная с ноября 2016 года».
В ответе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 4 сентября 2019 г. истцу разъяснено, что она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, установление страховой пенсии носит заявительный характер, рекомендовано обратиться в Клиентскую службу в Рудничном районе в г. Прокопьевске по вопросу назначения досрочной пенсии.
В связи с жалобой истца от 1 октября 2019 г. в прокуратуру г. Прокопьевска на действия пенсионного органа Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) истцу дан ответ от 24 октября 2019 г., в котором истцу разъяснено право обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
10 декабря 2019 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (переводе с одной пенсии на другую) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», представила справки о работе и проживании в Амурской области, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из представленных истцом документов пенсионным органом установлено, что истец выработала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 12 полных лет, что соответствует 9 годам работы в условиях Крайнего Севера (т.е. более 7 лет 6 месяцев), в связи с чем истец 16 июля 2016 г. в возрасте 52 лет получила право на установление пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с уменьшением (на 3 года) возраста, установленного пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На основании заявления решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17декабря 2019 г. истец с 10 декабря 2019 г. переведена с пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1, 4, 8, 21, 22, 26, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. №884н, Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. №16п,, исходя из того, что при приеме заявления истца о переводе на досрочную страховую пенсию по старости 10 декабря 2019 г. уведомление о недостающих документах не оформлялось, так как документы, подтверждающие страховой и специальный стаж истца, имелись в материалах выплатного дела; для установления досрочной страховой пенсии по старости ранее обращения с соответствующим заявлением оснований не имелось; при личном обращении Арестовой С.П. 9 августа 2019 г. в пенсионный орган ей не были разъяснены права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением - о подаче заявления по соответствующей форме (право подачи заявления по установленной форме разъяснено в ответе от 4 сентября 2019 г.), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что переход Арестовой С.П. со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо считать с даты личного обращения истца по указанному вопросу - с 9 августа 2019 г.
Определяя сумму невыплаченной истцу пенсии по старости с 9 августа 2019 г. по 9 декабря 2019 г. в размере 11 345 рублей, суд принял во внимание разницу с учетом размера пенсии по инвалидности, подлежащей выплате как работающему пенсионеру, и страховой пенсии по старости в случае ее установления с 9 августа 2019 г. (за август 2019 г. - 23 дня – 2087 рублей 48 копеек, за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 г. - по 2813 рублей 56 копеек ежемесячно, за декабрь 2019 (9 дней) – 816 рублей 84 копейки).
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда, суд указал, что действующее законодательство, регламентирующее право граждан на пенсионное обеспечение, не содержит норм о компенсации морального вреда.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, полагая, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормами материального права, регулирующих спорные правоотношения при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отклоняя доводы истца о том, что работник пенсионного органа разъяснил ей по телефону, что право на пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникло с 16 апреля 2016 г., зная о своем праве, она по состоянию здоровья в течение 3 лет не могла обратиться к ответчику, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда указала на то, что истец не подтвердила обстоятельства, с которыми связывает свое требование, доказательств обращения в пенсионный орган по вопросу назначения страховой пенсии по старости до августа 2019 г. суду не представлено.
Руководствуясь положениями статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 3, 31, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», исходя из правовой природы пенсионного обеспечения, фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в действие с 1 января 2002 г. (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ, закон приведен в редакции, действовавшей на дату назначения Арестовой С.П. трудовой пенсии по инвалидности 5 декабря 2012 г.), право на трудовую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначалась при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ трудовая пенсия по инвалидности устанавливалась независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 указанной статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ) пенсия по инвалидности является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Исходя из положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением установления социальной пенсии по инвалидности ряду категорий граждан, которые перечислены в названной норме.
Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком (абзац второй пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ).
Порядок перерасчета размера пенсии определен пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ. В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г., с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.
Перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию (часть 11 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В силу части 22 статьи 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Фонд осуществляет назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июля 2022 г. №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»),
Таким образом, на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения, в рамках исполнения которой Фонд и его территориальные органы в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
В силу части 4 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшие до 1 января 2022 г. (далее по тексту - Правила).
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему выбору (пункт 4 Правил).
Пунктом 33 вышеупомянутых Правил обращения за назначением страховой пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н, действующим на момент спорных правоотношений, также установлено, что назначение страховой пенсии по старости в случае, предусмотренном частью 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», социальной пенсии по инвалидности и социальной пенсии по старости в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим выплату пенсии, без истребования от пенсионера заявления о назначении пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему указанной пенсии способом, позволяющим определить факт и дату направления извещения.
В соответствии с пунктом 35 данных Правил перевод с одной пенсии на другую (перевод с одного вида страховой пенсии на другой, с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию, с одного вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению на другой) производится по заявлению о переводе с одной пенсии на другую в сроки, установленные Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. №16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии. Указанный административный регламент в части информирования граждан содержит аналогичные ранее действовавшему положения.
Пунктом 4 Административного регламента, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года №16п, предусмотрены способы информирования граждан, в частности путем оформления информационных стендов, путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации, при личном обращении, ответов на письменные обращения граждан и т.п.
В пункте 6 вышеуказанного Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая заявительный характер перевода пенсионера на другой вид пенсии, установив, что с заявлением о назначении истцу страховой пенсии по старости истец обратилась в пенсионный орган 7 августа 2019 г., в отсутствии доказательств предоставления истцу работником пенсионного органа по телефону информации о возникновении у нее права на пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ с 16 апреля 2016 г. (доводы истца), а также обращения истца к ответчику для перевода с одного вида страховой пенсии на другой до 7 августа 2019 г., принимая во внимание, что права на назначение пенсии по старости в соответствии с частями 1 или 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в беззаявительном порядке Арестова С.П. по состоянию на 16 апреля 2016 г. (дата, указанная истцом в исковом заявлении) не имела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об установлении истцу страховой пенсии по старости с 9 августа 2019 г. (даты возникновения у истца права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Указания кассатора на то, что она представила все необходимые документы для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 16 июля 2016 г., но ответчику не был разъяснен порядок обращения с заявлением о переходе на другой вид страховой пенсии; судами не установлены обстоятельства прекращения выплаты пенсии по инвалидности и доплаты к пенсии, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке. Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно разъяснениям пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Согласно абзацу 3 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», не установив нарушения личных неимущественных прав истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и суда апелляционной инстанции не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, в связи с чем принятые по делу решение и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 24 мая 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2024г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Арестовой Светланы Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 18 февраля 2025 г.
