ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 22RS0035-01-2024-000068-43 |
Дата поступления | 24.12.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Раужин Е.Н. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 22 - Алтайский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Районный суд Немецкого национального района Алтайского края |
Номер дела в первой инстанции | 2-89/2024 |
Дата решения первой инстанции | 24.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Мишина Наталья Леонидовна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 12:40 | №7 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 27.12.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
24.12.2024 | ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в лице Бабиной К.Ю. | 25.12.2024 | 26.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Бусыгин Николай Николаевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю | 1022201758370 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-2348/2025 - (88-27994/2024)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-89/2024 (УИД 22RS0035-01-2023-000068-43) по иску Бусыгина Николая Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 24 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бусыгин Николай Николаевич (далее - Бусыгин Н.Н., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, ответчик) о защите пенсионных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что истец обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии ответчиком не засчитан в страховой стаж, а также в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 1 июля 1983 г. по 31 декабря 1991 г. в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области, что повлияло на размер назначенной пенсии.
Бусыгин Н.Н. с учетом уточнения требований, просил включить в страховой стаж истца период работы с 1 июля 1983 г. по 17 октября 1995 г. в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области в качестве механизатора и тракториста, а также засчитать в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 1 июля 1983 г. по 31 декабря 1991 г.; обязать ответчика принять к рассмотрению по вопросу перерасчета пенсии архивную справку от 3 мая 2023 г. №, произвести перерасчет страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2024 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 24 июля 2024 г. исковые требования Бусыгина Н.Н. удовлетворены частично.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность засчитать в страховой стаж Бусыгину Николаю Николаевичу период работы с 1 июля 1983 г. по 17 октября 1995 г. в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области в должностях механизатора и тракториста.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность засчитать Бусыгину Н.Н. в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 1 июля 1983 г. по 31 декабря 1991 г. в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области в должностях механизатора и тракториста.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность принять к рассмотрению по вопросу перерасчета Бусыгину Н.Н. размера пенсии архивную справку от 3 мая 2023 г. №.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность произвести Бусыгину Н.Н. перерасчет страховой пенсии по старости согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2024 г.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Взысканы с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Бусыгина Н.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 24 июля 2024 г. изменено в части даты перерасчета страховой пенсии по старости и размера судебных расходов по оплате услуг представителя.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность произвести Бусыгину Н.Н. перерасчет страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 марта 2024 г.
Взысканы с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Бусыгина Н.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 28 000 рублей.
В остальной части решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 24 июля 2024 г. оставлено без изменения.
ОСФР по Алтайскому краю на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 24 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных в части удовлетворения исковых требований и возложении обязанности на ОСФР по Алтайскому краю произвести перерасчет страховой пенсии по старости в порядке части 14 статьи17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 марта 2024 г., принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению кассатора основания для установления Бусыгину Н.Н. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с 1 марта 2024 г. отсутствуют, поскольку с момента назначения страховой пенсии по старости по настоящее время с заявлением о проведении перерасчета размера страховой пенсии истец не обращался, мотивированное решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости с указанием причин не выносилось, что свидетельствует об отсутствии спора о праве.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
ОСФР по Алтайскому краю представлено ходатайство р рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Бусыгин Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Алтайскому краю истцу Бусыгину Н.Н. назначена страховая пенсия по старости с 11 января 2024 г.
В страховой стаж истца, а также в стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы с 20 марта 1980 г. по 17 октября 1995 г. в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области, поскольку запись в трудовой книжке заверена печатью несуществующего государства Каз.ССР. По расчету пенсионного органа стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет 26 лет 7 месяцев 14 дней.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на наличие правовых оснований для включения в страховой стаж и стаж работы в сельском хозяйстве периода работы в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области с 1 июля 1983 г. по 17 октября 1995 г., а также для перерасчета страховой пенсии по старости в связи с наличием права на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Как следует из трудовой книжки Бусыгина Н.Н., 20 марта 1980 г. он принят на работу в колхоз «Красный Партизан» в качестве механизатора, 17 октября 1995 г. уволен по собственному желанию.
Записи трудовой книжки подтверждаются архивной справкой КГУ «Государственный архив Павлодарской области» Управления культуры, развития языков и архивного дела Павлодарской области от 3 мая 2023 г. №.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 2, 4, 11, 14, 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. №1440, Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской й Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР», установив наличие сведений о спорном периоде работы в основном документе о трудовой деятельности истца - трудовой книжке, подтвержденных архивными данными, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения спорного периода работы с 1 июля 1983 г. по 17 октября 1995 г. в колхозе «Красный Партизан» Щербактинского района Павлодарской области в страховой стаж истца.
Удовлетворяя требования о включении в стаж работы в сельском хозяйстве спорного периода работы до 1 января 1992 г. и возложении обязанности на ОСФР по Алтайскому краю произвести Бусыгину Н.Н. перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее назначения (11 января 2024 г.), суд первой инстанции исходил из документального подтверждения характера работы истца в условиях труда, дающих право на применение порядка исчисления стажа указанной работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Установив принадлежность истцу архивной справки от 3 мая 2023 г. №, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по ее принятию с целью оценки пенсионных прав истца.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из необоснованности предъявленных требований и отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, исходя из объема защищаемого права, продолжительности и сложности гражданского дела, времени, необходимого на подготовку процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, объема проделанной представителем работы, счел размер судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 35 000 рублей отвечающим принципам разумности и справедливости.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы в части возложения обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, а также размера взысканных судебных расходов, суд апелляционной инстанции признав обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вместе с тем не согласилась с выводами суда в части определения даты перерасчета страховой пенсии по старости и размером взысканных судебных расходов.
Суд апелляционной инстанции изменяя решение суда первой инстанции, установив, что Бусыгин Н.Н. по состоянию на 11 января 2024 г. работал в СХА ПЗ «Степной», трудовые отношения прекращены 15 февраля 2024 г., что подтверждается сведениями о трудовой деятельности, предоставленными из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, принимая во внимание, что на момент прекращения истцом трудовых отношений (15 февраля 2024 г.) пенсионный орган располагал сведениями о наличии у истца необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве для получения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, учитывая установленный действующим законодательством беззаявительный порядок перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости при прекращении пенсионером трудовой деятельности, пришел к выводу о том, что право на получение перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости возникло у истца Бусыгина Н.Н. с 1 марта 2024 г.
Изменяя решение суда первой инстанции в части взыскания размера судебных расходов по оплате услуг представителя, исходя из того, что истцом было заявлено одновременно ряд требований неимущественного характера (о возложении обязанности зачесть период работы в страховой стаж, в стаж работы в сельском хозяйстве, принять к рассмотрению архивную справку, произвести перерасчет пенсии и взыскании компенсации морального вреда), при этом требования истца удовлетворены в части, в удовлетворении требования о взыскании денежной компенсации морального вреда отказано, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя подлежат удовлетворению частично в размере 28 000 рублей.
У Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции в неизмененной части и суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона « О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В соответствии с пунктом 4 Списка работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4, 5 - 5.5 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В силу пункта 5.4 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности пенсионерам, которым ранее было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 настоящего Федерального закона и произведен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с поступлением на работу и (или) осуществлением иной деятельности, в период которой указанные лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при оставлении ими работы и (или) иной деятельности производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем оставления работы и (или) иной деятельности, на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии лица извещает его о таком перерасчете (пункт 5.4 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2023 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что документально подтвержденная работа истца в колхозе в период с 1 июля 1983 г. по 31 декабря 1991 г. предусмотрена в пункте 4 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, то есть является работой в сельском хозяйстве; у пенсионного органа не имелось оснований для исключения спорного периода из стажа работы в сельском хозяйстве, соответственно, на дату назначения страховой пенсии по старости у истца имелась требуемая продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет и последний имел право на получение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о возложении обязанности на ОСФР по Алтайскому краю произвести Бусыгину Н.Н. перерасчет страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на возложение на ОСФР по Алтайскому краю обязанности произвести Бусыгину Н.Н. перерасчет страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 марта 2024 г., поскольку по состоянию на 11 января 2024 г. истец работал в СХА ПЗ «Степной», трудовые отношения прекращены 15 февраля 2024 г., в связи с чем право на получение перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости возникло у истца Бусыгина Н.Н. с 1 марта 2024 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем оставления работы. Указанные выводы суда соответствуют положениям пункта 5.4 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы кассационной жалобы о том, что Бусыгин Н.Н. с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии не обращался, решение об отказе в перерасчете страховой пенсии не принималось, спор о праве отсутствует, основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств. Несогласие ответчика с толкованием судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного судебного постановления.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции в неизмененной части и судом апелляционной инстанции не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Поскольку судами первой инстанции в неизмененной части и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 24 июля 2024 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 18 февраля 2025 г.
