ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 70RS0001-01-2024-000082-21 |
Дата поступления | 25.12.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Пальцев Д.А. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 70 - Томская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Кировский районный суд г. Томска |
Номер дела в первой инстанции | 2-586/2024 |
Дата решения первой инстанции | 27.06.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Желтковская Ярослава Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 12:10 | №5 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 27.12.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
25.12.2024 | ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Томской области в лице Арляповой Ю.А. | 26.12.2024 | 26.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Киреева Людмила Валерьевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Томской области | 7021001174 | 1027000854242 | ||||||
ИСТЕЦ | Суханов Евгений Васильевич |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-2273/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Пальцева Д.А., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-586/2024 (УИД 70RS0001-01-2024-000082-21) по иску Суханова Евгения Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости досрочно,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области на решение Кировского районного суда г. Томска от 27 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пальцева Д.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Суханов Евгений Васильевич (далее - Суханов Е.В., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее – ОСФР по Томской области, ответчик) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости досрочно.
С учетом уточнения исковых требований и отказа от части исковых требований просил обязать ответчика включить в общий страховой стаж периоды межнавигационных отпусков в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства с 27 января 1994 г. по 25 апреля 1994 г., 7 марта 1995 г. по 23 апреля 1995 г., с 12 марта 1996 г. по 16 июня 1996 г.; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 24 июля 1993 г. по 26 января 1994 г. в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства, а также периоды межнавигационных отпусков в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства с 27 января 1994 г. по 25 апреля 1994 г., 7 марта 1995 г. по 23 апреля 1995 г., с 12 марта 1996 г. по 16 июня 1996 г., установив продолжительность специального стажа на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 12 лет 4 месяца 9 дней; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 6 мая 2012 г. по 11 октября 2012 г., с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2012 г., с 27 апреля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., с 7 апреля 2014 г. по 10 ноября 2014 г., с 18 апреля 2015 г. по 27 октября 2015 г., с 6 апреля 2016 г. по 9 ноября 2016 г., с 31 марта 2017 г. по 31 августа 2017 г., с 13 апреля 2019 г. по 31 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. по 7 декабря 2020 г., исключив их из специального стажа в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать зачесть в специальный страховой стаж на основании пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности механика сменного капитана судна РТ-660 у ИП Думанищева Э.М. с 11 мая 2022 г. по 9 ноября 2022 г. в льготном исчислении, назначить страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 февраля 2023 г., взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., на оплату услуг представители в размере 50 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что 9 августа 2023 г. решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, предусмотренного частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагал, что ответчиком необоснованно не зачтены периоды в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 24 июля 1993 г. по 26 января 1994 г., с 26 апреля 1994 г. по 5 января 1995г. в Колпашевском Речпорту ОАО «Западно-сибирское речное пароходство», периоды межнавигационных отпусков в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства с 27 января 1994 г. по 25 апреля 1994 г., 7 марта 1995 г. по 23 апреля 1995 г., с 12 марта 1996 г. по 16 июня 1996 г., периоды работы у ИП Думанищев Э.М. в должности механика сменного капитана судна РТ-660 с 11 мая 2022 г. по 9 ноября 2022 г. В случае суммирования в стаж РКС указанных периодов работы в совокупности период работы по плавсоставу составит более 12 лет 6 месяцев.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 27 июня 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 октября 2024 г., исковые требования удовлетворены.
На ОСФР по Томской области возложена обязанность включить Суханову Е.В. в общий страховой стаж периоды межнавигационных отпусков в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства с 27 января 1994 г. по 25 апреля 1994 г., 7 марта 1995 г. по 23 апреля 1995 г., с 12 марта 1996 г. по 16 июня 1996 г.
На ОСФР по Томской области возложена обязанность включить Суханову Е.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 24 июля 1993 г. по 26 января 1994 г. в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства, а также периоды межнавигационных отпусков в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства с 27 января 1994 г. по 25 апреля 1994 г., 7 марта 1995 г. по 23 апреля 1995 г., 12 марта 1996 г. по 16 июня 1996 г., установив продолжительность специального стажа на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 12 лет 4 месяца 9 дней.
На ОСФР по Томской области возложена обязанность включить Суханову Е.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 6 мая 2012 г. по 11 октября 2012 г., с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2012 г., с 27 апреля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., с 7 апреля 2014 г. по 10 ноября 2014 г., с 18 апреля 2015 г. по 27 октября 2015 г., с 6 апреля 2016 г. по 9 ноября 2016 г., с 31 марта 2017 г. по 31 августа 2017 г., с 13 апреля 2019 г. по 31 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. по 7 декабря 2020 г., исключив их из специального стажа в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На ОСФР по Томской области возложена обязанность зачесть Суханову Е.В. в специальный страховой стаж на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности механика-сменного капитана судна РТ-660 у ИП Думанищева Э.М. с 11 мая 2022 г. по 9 ноября 2022 г. в льготном исчислении.
На ОСФР по Томской области возложена обязанность назначить Суханову Е.В. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 февраля 2023 г.
С ОСФР по Томской области в пользу Суханова Е.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., на оплату услуг представители в размере 25 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований о возмещении судебных издержек отказано.
В кассационной жалобе представителем ОСФР по Томской области Арляповой Ю.А. ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Томска от 27 июня 2024 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 октября 2024 г., как незаконных.
На кассационную жалобу ОСФР по Томской области письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражений, проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, 27 января 2023 г. Суханов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования с 11 февраля 1999 г., обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в Колпашевском районе Томской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Томской области от 9 августа 2023 г. № № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, истцу засчитан в специальный стаж на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы продолжительностью 21 год 2 месяца 14 дней, в специальный стаж согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в районах Крайнего Севера - 11 лет 5 месяцев 11 дней.
С данным решением ответчика Суханов Е.В. не согласился, обратившись в суд с указанным иском.
Разрешая заявленные требования, возлагая на ответчика обязанность включить Суханову Е.В. в общий стаж и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды межнавигационных отпусков в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства с 27 января 1994 г. по 25 апреля 1994 г., 7 марта 1995 г. по 23 апреля 1995 г., с 12 марта 1996 г. по 16 июня 1996 г., и периоды работы с 24 июля 1993 г. по 26 января 1994 г. в Новоильинская РЭБ флота Западно-Сибирского речного пароходства, суд первой инстанции исходил из того, что согласно расчетных ведомостей за 1994 - 1996 годы следует, что в спорные периоды истцу начислялась заработная плата с выплатой северной надбавки и районного коэффициента за выполнение трудовой функции в районах Крайнего Севера.
Кроме того, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность включить Суханову Е.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 6 мая 2012 г. по 11 октября 2012 г., с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2012 г., с 27 апреля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., с 7 апреля 2014 г. по 10 ноября 2014 г., с 18 апреля 2015 г. по 27 октября 2015 г., с 6 апреля 2016 г. по 9 ноября 2016 г., с 31 марта 2017 г. по 31 августа 2017 г., с 13 апреля 2019 г. по 31 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. по 7 декабря 2020 г., исключив их из специального стажа, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом его включения по данному пункту решением ответчика.
Также суд первой инстанции возлагая на ответчика обязанность включить истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности механика-сменного капитана судна РТ-660 у ИП Думанищева Э.М. с 11 мая 2022 г. по 9 ноября 2022 г. в льготном исчислении, исходил из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда от 18 ноября 2022 г. № №, согласно которой с 11 мая 2022 г. (приказ о приеме на работу от 11 мая 2022 г. № №) по 18 ноября 2022 г. (приказ об увольнении от 16 ноября 2022 № №) Суханов Е.В. состоял в должности механика-сменного капитана судна «РТ-660» самоходный, буксир-толкач, работал полный рабочий день, полный навигационный период, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за данный период работы уплачивались страховые взносы по установленным тарифам.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, с учетом положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применил суммирование, то есть к периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях прибавил периоды работы истца в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), установив при этом общий период работы истца продолжительностью 21 год 2 месяца 14 дней, следовательно, наличие оснований для удовлетворения требований и назначения страховой пенсии по стрости досрочно по части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 февраля 2023 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе ответчик, указывает, что периоды работы истца по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть суммированы с периодами работы по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, у истца отсутствует требуемый стаж работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и как следствие основание для досрочного назначения ему страховой пенсии по старости по части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не оспаривая при этом включение периодов работы истца по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» без суммированного учета.
В остальной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем, не являются предметом проверки суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
На основании части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работы с тяжелыми условиями труда;
3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
12) работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
13) работа в летном составе гражданской авиации;
14) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пункту 2 Правил при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
Согласно пункту 3 Правил, суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 – 18.
Аналогичные положения содержаться в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основным условием для снижения пенсионного возраста необходима выработка 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Поскольку истец имеет стаж работы по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что он может быть суммирован к стажу работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностям.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды работы истца по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть суммированы с периодами работы по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не влияют на законность принятых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального закона в части суммирования периодов работы истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами обеих инстанций верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 27 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 13 февраля 2025 г.
