ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0007-01-2024-001625-42 |
Дата поступления | 15.01.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Споры с управляющими компаниями (не связанные с защитой прав потребителей) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Гордиенко А.Л.- Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 42 - Кемеровская область - Кузбасс |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Кемерово |
Номер дела в первой инстанции | 2-1389/2024 |
Дата решения первой инстанции | 06.06.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Золотарева Анастасия Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 10:00 | №27 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 17.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
15.01.2025 | ОТВЕТЧИК | ООО УК "МКД" в лице Шелковникова И.Ю. | 16.01.2025 | 17.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ООО УК "МКД" | 4205363210 | 420501001 | 1174205029900 | |||||
ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно - кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-3050/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Татаринцевой Е.В., Чеплыгиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0007-01-2024-001625-42 по иску прокурора Ленинского района города Кемерово к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МКД» о понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МКД» на решение Ленинского районного суда города Кемерово от 6 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л.,
установила:
Прокурор Ленинского района г. Кемерово обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МКД» (далее - ООО УК «МКД») о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района города Кемерово в 2023 г. проведена проверка по обращению ФИО5 о возможных нарушениях при размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что расстояние от контейнерной площадки, расположенной напротив подъезда № по <адрес> до ближайшей игровой формы (домик) детского сада, расположенного по <адрес>, составило - 8,2 м, что не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой Ленинского района города Кемерово в адрес руководителя ООО УК «МКД» 20 октября 2023 г. внесено представление об устранении нарушении требований жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени нарушения управляющей компанией не устранены, что подтверждается ответом ООО УК МКД» от 27 ноября 2023 г. на представление прокурора Ленинского района города Кемерово от 20 октября 2023 г. №, а также экспертным заключением ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе» от 29 февраля 2024 г. №.
Просит обязать ООО УК «МКД» обеспечить размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта - СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решением Ленинского районного суда города Кемерово от 6 июня 2024 г., с учетом определения об исправлении описки от 15 июля 2024 г., исковые требования прокурора Ленинского района города Кемерово в защиту интересов Российской Федерации, к ООО УК «МКД» о понуждении к совершению действий удовлетворены.
На ООО УК «МКД» возложена обязанность обеспечить размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 4-СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев с даты вступления в законную силу.
С ООО УК «МКД» в доход местного бюджета взыскана госпошлина, от уплаты которой истец был освобождён, 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2024 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО УК «МКД» ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика ООО УК «МКД» - Сапова Е.В., действующая на основании доверенности, доводы кассационной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в г. Кемерово 14 июля 2023 г. в адрес ООО УК «МКД» внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с которым обществу необходимо принять меры по соблюдению требований по недопущению нарушения обязательных требований статей 2, 11 Закона № 52-ФЗ, статей 8, 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, пункта 4 СанПин 2.1.368-21, а именно организовать место накопления твердых коммунальных отходов до детского сада по <адрес> на расстоянии, предусмотренном санитарным законодательством (от 20 до 100 метро), организовать место накопления твердых коммунальных отходов для жилого дома по <адрес> на расстоянии, предусмотренном санитарным законодательством (от 20 до 100 метров).
В 2023 г. прокуратурой Ленинского района города Кемерово проведена проверка по обращению ФИО5 о возможных нарушениях при размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Проведенной проверкой выявлены нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
Установлено, что расстояние от контейнерной площадки, расположенной напротив подъезда № по <адрес>, до ближайшей игровой формы (домик) детского сада, расположенного по <адрес>, составило - 8,2 м.
Прокуратурой Ленинского района города Кемерово по результатам проведенной проверки руководителю ООО УК «МКД» 20 октября 2023 г. внесено представление об устранении нарушении требований жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
До настоящего времени нарушения управляющей компанией не устранены, что подтверждается ответом ООО УК «МКД» от 27 ноября 2023 г. на представление прокурора Ленинского района города Кемерово от 20 октября 2023 г. №, а также экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе» от 29 февраля 2024 г. №.
Экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе» от 29 июня 2023 г. №-ОКГ и от 29 февраля 2024 г. №-ОГК установлено, что территория городского поселения (контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов) по <адрес> напротив подъезда № 1 на момент проведения обследования не соответствует р. II п. 4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских помещений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорная площадка для сбора мусора находится в управлении ООО УК «МКД» и на придомовых территориях указанных многоквартирных жилых домов, в связи с чем управляющая компания обязана обеспечить размещение мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Так, в соответствии п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения на ООО УК «МКД» обязанности обеспечить размещение мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, несостоятельны.
Материалами дела, в том числе экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области-Кузбассе» от 29 июня 2023 г. №-ОКГ и от 29 февраля 2024 г. №-ОКГ подтверждается, что расстояние спорной контейнерной площадки, расположенной напротив подъезда № по <адрес> до ближайшей игровой формы (домик) детского сада по <адрес> составляет 8,2 м, что не соответствует пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу разъяснений, приведенных в пункте 24 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г.), размещение контейнерной площадки на земельном участке, являющемся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, относится к работам по его благоустройству и может осуществляться исключительно по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на других лиц. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома, в таком случае совершение данных действий будет являться обязанностью управляющей компании.
В соответствии с ответом Администрации г. Кемерово от 18 ноября 2024 г. № согласно реестра мест (площадок) накопления ТКО в г. Кемерово, размещенного на официальном сайте администрации города Кемерово для жителей, проживающих в многоквартирном доме <адрес> создано место (площадка) накопления ТКО по <адрес> Для жителей, проживающих в многоквартирном доме <адрес> создано место (площадка) накопления ТКО по <адрес>. Собственником мест (площадок) накопления ТКО по вышеуказанным адресам является ООО УК «МКД».
Вопросы определения мест (площадок) накопления ТКО в многоквартирных домах, согласования мест (площадок) ТКО на соответствие санитарным требованиям Роспотребнадзором находятся в компетенции управляющих компаний.
Из пункта 4 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 3 июля 2021 г. определили перечень работ по благоустройству дворовой территории, сформированного исходя из минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству: ремонт дворовых проездов с расширением, устройство парковки, ремонт отмостки, выходов, снос деревьев, устройство искусственных неровностей (лежачих полицейский).
Также в материалы дела был представлен Генеральный план 172/21-ГП благоустройства (капитальный ремонт) дворовой территории по <адрес>, из которого следует, что площадка для мусорных контейнеров была перемещена в место, первоначально не согласованное с Администрацией г. Кемерова на земельный участок, принадлежащий другому многоквартирному дому, расположенному по <адрес>.
Принимая во внимание, что местонахождение площадки твердых коммунальных отходов было изменено собственниками многоквартирного жилого дома на основании решения общего собрания, размещение площадки не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, суды пришли к правильному выводу о возложении обязанности по соблюдению пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 на ООО УК «МКД».
Ссылка в кассационной жалобе на то, что решением суда нарушаются права собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, поскольку его исполнения приведет к складированию твердых коммунальных отходов по середине двора многоквартирного дома <адрес>, не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Решением суда на ООО УК «МКД» возложена обязанность обеспечить размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21. Конкретное место размещения твердых коммунальных отходов судом не определено.
Соответственно, возражения ответчика касаются не вопросов законности вынесенных судебных постановлений, а связаны с процедурой исполнения состоявшегося решения суда. Однако указанные обстоятельства не могут выступать основанием для пересмотра оспариваемых актов.
Доводы кассационной жалобы ООО УК «МКД» о необходимости привлечения к участию в деле администрации г. Кемерово, подлежат отклонению.
Предусмотренные статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации основания для привлечения указанного лица к участию в деле отсутствовали. Вынесенные по делу судебные постановления на права и обязанности администрации г. Кемерово не повлияли.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Кемерово от 6 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МКД» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 17 февраля 2025 г.
