ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0007-01-2024-005043-36 |
Дата поступления | 24.01.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере социального обеспечения → отказа в предоставлении государственной социальной помощи, социального обслуживания, льгот по системе социального обслуживания |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Андуганова О.С. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 55 - Омская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Омска |
Номер дела в первой инстанции | 2-3593/2024 ~ М-2997/2024 |
Дата решения первой инстанции | 07.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Калинина Ксения Алексеевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 11:20 | №7 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 04.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
24.01.2025 | ОТВЕТЧИК | ОСФР РФ по Омской области в лице Кабакова Е.Н. | 27.01.2025 | 28.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области | 5500000054 | 550301001 | 1025500739450 | |||||
ИСТЕЦ | Юмашев Александр Викторович |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-4082/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 марта 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Андугановой О.С.,
судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3593/2024 (УИД: 55RS0007-01-2024-005043-36) по иску Юмашева Александра Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о признании решения незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юмашев Александр Викторович (далее - Юмашев А.В., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - ОСФР по Омской области, ответчик) о признании решения незаконным, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Юмашев А.В. указал, что обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении <данные изъяты> Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением пенсионного органа от 29 февраля 2024 г. в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки отказано в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных: по сведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, регистрация по месту жительства (пребывания) у истца отсутствовала.
4 марта 2024 г. Юмашев А.В. обратился с повторным заявлением и представил документы о регистрации и проживании на территории Омской области с 19 марта 2015 г. Решением от 15 марта 2024 г. ежемесячное пособие назначено с 1 марта 2024 г. Полагает, что оспариваемое решение ограничило право истца на своевременное получение ежемесячного пособия в феврале 2024 г.
С учетом уточнений исковых требований Юмашев А.В. просил суд признать незаконным решение ОСФР по Омской области от 29 февраля 2024г. об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 14 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2024 г., с учетом определения Центрального районного суда г. Омска от 19 августа 2024г. об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 октября 2024 г., исковые требования Юмашева А.В. удовлетворены частично.
С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу Юмашева Александра Викторовича взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОСФР по Омской области просит об отмене решения Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2024 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 октября 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что в соответствии с Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. №2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее – Правила), сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации являются сведениями, необходимыми для принятия ОСФР по Омской области решения о назначении ежемесячного пособия.
В ходе рассмотрения заявления Юмашева А.В. о назначении ежемесячного пособия от 22 февраля 2024 г., на межведомственный запрос о подтверждении факта проживания истца по адресу: <адрес>, направленный ответчиком в МВД России, получен ответ, не содержащий информации об адресе регистрации истца. Правилами не предусмотрен иной способ получения указанной информации, кроме межведомственных запросов. Таким образом, адрес регистрации истца, указанный в заявлении, не был подтвержден компетентным ведомством в порядке, установленном Правилами, связи с чем, сведения об адресе, указанные в заявлении, не могут считаться достоверными, а решение от 29 февраля 2024 г. об отказе в назначении ежемесячного пособия принято Отделением правомерно, в соответствии с Правилами.
Также заявитель считает несоответствующим законодательству удовлетворение требований о взыскании компенсации морального вреда при установлении в судебном заседании правомерности вынесенных ОСФР по Омской области решений об отказе в назначении ежемесячного пособия.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Юмашев А.В., представитель ответчика ОСФР по Омской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 2 февраля 2024 г. Юмашев А.В. обратился в ОСФР по Омской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Решением от 14 февраля 2024 г. в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки было отказано по причине непредставления заявителем документов (сведений), а также непредставления документов (сведений) в установленные сроки, заявителем не представлены сведения об очном обучении в размере стипендии на ребенка Ю., ДД.ММ.ГГГГ.
22 февраля 2024 г. в ОСФР по Омской области повторно поступило заявление истца о назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении совершеннолетней.
Решением ОСФР по Омской области от 29 февраля 2024 г. в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки отказано в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных. По сведениям МВД России, регистрация по месту жительства (пребывания) у истца отсутствовала. Дополнительно указано, что для подтверждения фактического места проживания в Омской области документы могут быть представлены в любой территориальный орган Социального фонда России.
4 марта 2024 г. от Юмашева А.В. вновь поступило заявление о назначении ежемесячного пособия в отношении <данные изъяты> Ю., с заявлением предоставлены документы, подтверждающие фактическое место жительства истца на территории Омской области.
Решением ОСФР по Омской области от 15 марта 2024 г. истцу назначено ежемесячное пособие в отношении <данные изъяты> Ю.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 1 марта 2024 г. по 17 февраля 2025 г., в размере 14 169,00 рублей.
После подачи в суд искового заявления решением ОСФР по Омской области от 23 июля 2024 г. на основании ранее поданного истцом заявления о назначении меры социальной поддержки от 22 февраля 2024 г. ответчиком фактически изменена дата назначения спорной ежемесячной выплаты на 1 февраля 2024 г., определен период выплаты - с 1 февраля 2024 г. по 31 января 2025 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Юмашев А.В. полагал решение ОСФР по Омской области об отказе в назначении меры социальной поддержки от 29 февраля 2024 г. незаконным, поскольку с 19 марта 2015 г. истец не менял адрес регистрации и фактического проживания. Принятие ОСФР по Омской области оспариваемого решения ограничило право истца на своевременное получение меры социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием ребенка в феврале 2024 года, что является основанием для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации, статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 9, 9.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения ОСФР по Омской области об отказе в установлении меры социальной поддержки незаконным, поскольку оно вынесено исходя из объема представленных документов.
С учетом отсутствия сведений о том, что ответчиком истребованы у истца документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства и фактическое проживание истца на территории Омской области, не разъяснены истцу права на самостоятельное предоставление таких сведений, объема полномочий, предоставленных ОСФР по Омской области при разрешении заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, суд взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 октября 2024 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2024 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается в том числе и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации (статьи 1, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются:
беременной женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);
одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. №2330 «О Порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Правила)
Согласно пункту 2 Правил право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил ежемесячное пособие назначается гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, с месяца рождения ребенка, но не ранее чем с 1 января 2023 г., если обращение о назначении ежемесячного пособия последовало в срок не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается начиная с месяца обращения за назначением ежемесячного пособия.
Как следует из пункта 31 Правил, основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются среди прочих наличие в заявлении о назначении ежемесячного пособия недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 35 настоящих Правил.
В случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации, в том числе в случае установления факта проставления заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия отметки о необходимости назначить ежемесячное пособие на детей, на которых оно уже назначено, факта наличия у заявителя места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации при указании заявителем в заявлении о назначении ежемесячного пособия адреса места фактического проживания, орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе вернуть такие заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) документы (сведения) заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Заявитель представляет в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанное заявление о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанные документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячного пособия от органа, осуществляющего назначение и выплату ежемесячного пособия.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия возобновляется со дня поступления в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений). (пункт 35 Правил).
Согласно пункту 34 Правил решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия.
Как следует из пункта 27 Перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330, сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации предоставляются МВД России или ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Омской области от 15 декабря 2022 г. № 722-п «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка на территории Омской области» полномочия Омской области по назначению и выплате ежемесячного пособия переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Омской области от 10 февраля 2023 г. № 24-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее – Административный регламент).
Как следует из пункта первого Административного регламента он разработан в целях повышения качества и доступности предоставления государственной услуги, создания благоприятных условий для получателей государственной услуги; определяет сроки и последовательность административных процедур и действий Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.
Как следует из пункта 3 Административного регламента на должностных лиц ОСФР по Омской области среди прочих возложена обязанность по информированию заявителей по вопросам предоставления государственной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, при непосредственном обращении заявителя (представителя).
В целях информирования заявителей сведения о ходе предоставления государственной услуги могут быть направлены в формате текстовых сообщений посредством электронной почты либо передачи коротких текстовых сообщений (при наличии сведений об абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи заявителя (представителя)) с использованием сервисов Единого портала при наличии письменного согласия заявителя (представителя) об информировании его указанным способом. При подаче заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала заявителем указывается способ информирования, в том числе адрес электронной почты, абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи для передачи коротких текстовых сообщений (пункт 8 Административного регламента).
При предоставлении государственной услуги уполномоченный орган взаимодействует, в том числе с МВД России.
Как следует из пункта 16 Административного регламента в случае, если заявление о назначении ежемесячного пособия подано с использованием Единого портала, заявитель (представитель) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия представляет в уполномоченный орган документы (сведения), обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия (пункт 14 Административного регламента).
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия приостанавливается в случае установления факта наличия в заявлении и (или) документах (сведениях), представленных заявителем (представителем), недостоверной и (или) неполной информации (пункт 17 Административного регламента).
В редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении мер социальной поддержки, у заявителя отсутствовала обязанность предоставлять документы, подтверждающие проживание по адресу места пребывания (фактического проживания), указанного в заявлении.
Как следует из подпункта 4 пункта 28 Административного регламента при обращении заявителя за предоставлением государственной услуги уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает среди прочих в МВД России сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации. Результатом указанной административной процедуры является получение запрошенных сведений в рамках межведомственного взаимодействия (пункт 70).
Для получения государственной услуги заявитель (представитель) вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документы (сведения), указанные в пунктах 28 - 29 Административного регламента. Непредставление заявителем (представителем) данных документов (сведений) не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 30).
Как следует из пункта 33 Административного регламента, в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением, основаниями для приостановления предоставления государственной услуги является установление факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем (представителем), недостоверной и (или) неполной информации.
Из абзаца 3 пункта 72 Административного регламента следует, что в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем (представителем), недостоверной и (или) неполной информации, уполномоченный орган приостанавливает срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия, до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и (или) доработанных документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.
Как следует из регистрационного досье в ходе рассмотрения заявления о назначении ежемесячного пособия от 22 февраля 2024 г. на межведомственный запрос, направленный в МВД России, получен ответ, не содержащий информации об адресе регистрации истца, на аналогичный же запрос от 14 марта 2024 г. (при рассмотрении заявления от 4 марта 2024 г.) получен ответ о регистрации Юмашева А.В. по месту жительства по адресу <адрес> 19 марта 2015 г.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами судов, что сотрудниками ОСФР по Омской области свои должностные обязанности в полном объеме при принятии решения об отказе в назначении (предоставления) мер социальной поддержки не выполнены, не была проверена должным образом информация о регистрации заявителя по месту жительства.
До вынесения решения об отказе в назначении меры социальной поддержки ответчиком не реализована возможность приостановления предоставления государственной услуги в случае установления факта наличия в заявлении о назначении ежемесячного пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем (представителем), недостоверной и (или) неполной информации; не выполнена обязанность по разъяснению истцу права предоставить документы, подтверждающие регистрацию заявителя по месту жительства (месту пребывания). Кроме того, ответчик не был лишен возможности направить повторный запрос в МВД России для получения необходимых сведений.
Применительно к требованиям статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств принятия должностными лицами ОСФР по Омской области всего комплекса мер для получения сведений о месте регистрации истца в связи с отсутствием сведений в полученном от МВД России ответе в материалы дела представлено не было.
С учетом изложенного, суды пришли к верному и обоснованному выводу, что неправомерными действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания, обусловленные произвольным, самовольным лишением истца уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки.
Суды, верно, исходили из того, что ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств дела, учитывая, что право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Учитывая, что принимая решение об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки ответчиком обязанности по получению сведений о регистрации заявителя по месту жительства; разъяснении ему права на предоставление подтверждающих документов в связи с непоступлением сведений о его регистрации по месту жительства; направлению повторного запроса выполнены не были; а также с учетом последующего поведения ответчика по внесению изменений в ранее вынесенное решение, длительности нарушения прав истца (с 29 февраля 2024 г. по 23 июля 2024 г.), судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Вопреки доводам жалобы, определенный судами размер компенсации морального вреда согласуется с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принятые по делу решение суда и определение суда апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего являются законными.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 7 августа 2024 г., с учетом определения Центрального районного суда г. Омска от 19 августа 2024г. об исправлении описки, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 18 апреля 2025 г.
