ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 22RS0034-01-2024-000258-11 |
Дата поступления | 29.01.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Раужин Е.Н. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 13.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 22 - Алтайский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Михайловский районный суд Алтайского края |
Номер дела в первой инстанции | 2-220/2024 ~ М-155/2024 |
Дата решения первой инстанции | 02.10.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Винс Оксана Григорьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 13.03.2025 | 10:20 | №7 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 03.02.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
29.01.2025 | ИСТЕЦ | Темирканов А. К. | 30.01.2025 | 31.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю | ||||||||
ИСТЕЦ | Темирканов Арман Каирбекович |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-4092/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 марта 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н.,
судей: Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-220/2024 (УИД22RS0034-01-2024-000258-11) по иску Темирканова Армана Каирбековича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии
по кассационной жалобе Темирканова Армана Каирбековича на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 2 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 декабря 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Темирканов Арман Каирбекович (далее - Темирканов А.К., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю, ответчик) о защите пенсионных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что 31 августа 2022 г. истец обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № от 6 сентября 2022 г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Истец полагает, что отказ в назначении пенсии является необоснованным, поскольку он имеет необходимую продолжительность специального стажа. Ответчиком необоснованно не зачтены периоды его работы с 8 января 1992 г. по 15 апреля 1993 г. в качестве каменщика в бригаде каменщиков «Райагропромстрой» с. Новичиха Алтайского края; с 20 июля 1994 г. по 1 августа 1999 г. - служба в Государственной противопожарной службе г. Семипалатинска; с 2 марта 2000 г. по 20 апреля 2000 г.- в «ТОО» с. Моховское Алейского района в качестве забойщика скота; с 26 января 2001 г. по 19 мая 2003 г,- в котельной МТМ СПК «Моховское», с. Моховское Алейского района в качестве кочегара; с 4 августа 2004 г. по 18 января 2006 г.- служба по контракту в льготном исчислении, с 23 января 2006 г. по 31 августа 2007 г.- в качестве водителя пожарного автомобиля в Пожарно-спасательном отряде Государственной противопожарной службы по охране г. Алейска и Алейского района, с 18 октября 2010 г. по 23 сентября 2011 г.- в качестве водителя автомобиля 3-го класса в филиале казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югра «Центроспас-Югория» по Сургутскому району, а также периоды учебы с 1 сентября 1986 г. по 27 июня 1989 г. в СПТУ 1 г. Барнаул и службы в армии с 2 декабря 1989 г. по 18 ноября 1991 г.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии от 6 сентября 2022 г., зачесть в специальный стаж периоды работы с 8 января 1992 г. по 15 апреля 1993 г. в качестве каменщика в бригаде каменщиков «Райагропромстрой» с. Новичиха Алтайского края; с 20 июля 1994 г. по 1 августа 1999 г. службу в Государственной противопожарной службе г. Семипалатинск; с 2 марта 2000 г. по 20 апреля 2000 г.- в «ТОО» с. Моховское Алейского района в качестве забойщика скота; с 26 января 2001 г. по 19 мая 2003 г.- в котельной МТМ СПК «Моховское», с. Моховское Алейского района- в качестве кочегара; с 4 августа 2004 г. по 18 января 2006 г. службу в армии по контракту, с 23 января 2006 г. по 31 августа 2007 г. - в качестве водителя пожарного автомобиля в Пожарно-спасательном отряде Государственной противопожарной службы по охране г. Алейска и Алейского района, период учебы с 1 сентября 1986 г. по 27 июня 1989 г. в СПТУ-1 в г. Барнаул и период службы в армии с 2 декабря 1989 г. по 18 ноября 1991 г., в стаж работы на Крайнем Севере с 18 октября 2010 г. по 23 сентября 2011 г. в качестве водителя автомобиля 3-го класса в филиале казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра «Центроспас-Югория» по Сургутскому району, а также признать за Темиркановым А.К. право на досрочную страховую пенсию, пенсию по выслуге лет, с даты подачи заявления о назначении страховой пенсии, то есть с 31 августа 2022 г.
Определением Михайловского районного суда Алтайского края от 2 октября 2024 г. производство по делу по иску Темирканова А.К. к ОСФР по Алтайскому краю о включении в стаж периода работы с 18 октября 2010 г. по 23 сентября 2011 г. прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 2 октября 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам в удовлетворении исковых требований Темирканова А.К. отказано.
Темиркановым А.К. на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 2 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 декабря 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Кассатор указывает на то, что судом не были применены положения Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», Приказа Минтруда России от 29 марта 2017 г. №328н «Об установлении тождества отдельных наименований профессий»; полагает, что в стаж его службы в органах внутренних дел включаются учеба и служба в армии, а также иная деятельность после 2002 г. до 2015 г.
Также кассатор ссылается на то, что судом не были учтены периоды службы в Государственной противопожарной службе МВД Республики Казахстан и необходимость применения положений Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств».
По мнению Темирканова А.К. судом неправомерно были проигнорированы показания свидетелей, не принято во внимание, что ответчиком не были опровергнуты доводы истца об осуществлении предприятием «Райагромстрой» строительства, тяжелых условиях труда истца в бригаде каменщиков.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Темирканов А.К. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 31 мая 2000 г., что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
31 августа 2022 г. Темирканов А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 6 сентября 2022 г. №, Темирканову А.К. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы было отказано.
В решении указано, что согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в специальный стаж на должностях Государственной противопожарной службы зачтены периоды: с 1 сентября 2007 г. по 3 июля 2010 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в отряде ГПС № 6 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (г. Алейск)); с 4 октября 2013 г. по 16 апреля 2016 г., с 26 апреля 2016 г. по 14 июля 2016 г. в должности водителя пожарного автомобиля в Федеральном государственном бюджетном учреждении «4 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)». В специальный стаж не были засчитаны следующие периоды работы:
- с 20 июля 1994 г. по 1 августа 1999 г. служба в «Государственной противопожарной службе г. Семипалатинска», поскольку, рассматривая во взаимосвязи нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. и нормы Федерального закона №173-ФЗ, касающиеся определения общего трудового стажа, и принимая во внимание приоритет норм Соглашения от 13 марта 1992 г. по отношению к нормам Федерального закона № 173-ФЗ, в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников СНГ, в общий трудовой стаж могут включаться наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации, а также другой приравненной к нему службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, в связи с чем периоды прохождения службы в органах государств-участников СНГ в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются;
- с 23 января 2006 г. по 31 августа 2007 г. в должности водителя пожарного автомобиля в Пожарно-спасательном отряде Государственной противопожарной службы по охране г. Алейска и Алейского района, поскольку учреждение относилось к субъекту Российской Федерации и не входило в организационную структуру МЧС РФ, финансирование учреждения производилось из средств краевого бюджета, соответственно, работа проходила не в Государственной противопожарной службе федерального органа власти, предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
с 18 октября 2010 г. по 23 сентября 2011 г. в должности водителя автомобиля 3-го класса в филиале казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Центроспас-Югория» по Сургутскому району, поскольку указанное учреждение не входило в структуру МЧС РФ, соответственно, работа проходила не в Государственной противопожарной службе федерального органа власти. Кроме того, наименование профессии не соответствует Списку должностей работников ГПС от 18 июня 2002 г. № 437. Данный период работы проходил после регистрации заявителя в системе ОПС (31 мая 2000 г.), в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица данный период отражен предприятием общими условиями, документы, подтверждающие льготный характер работы не представлены;
с 17 апреля 2016 г. по 25 апреля 2016 г. неоплаченные дни в период работы в должности водителя пожарного автомобиля в Федеральном государственном бюджетном учреждении «4 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому Автономному округу (договорной)».
Таким образом, специальный стаж на должностях на должностях Государственной противопожарной службы составил 5 лет 7 месяцев 5 дней, вместо требуемых 25 лет.
Согласно ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю данного Темирканову А.В. 6 мая 2024 г. в специальный стаж по Списку №2 не включены следующие периоды работы:
с 8 января 1992 г. по 15 апреля 1993 г. в Новичихинском Райагропромстрое в качестве каменщика (согласно трудовой книжке), так как отсутствует подтверждение постоянной занятости в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад согласно позиции 2290000а-12680 раздела XXVII Списка №2 от 1991. Согласно архивной справке от 17 августа 2022 г. №Т-228 Темирканов А.К. принят крановщиком с 9 декабря 1991 г., уволен согласно приказу от 13 апреля 1993 г. Информация о работе каменщиком в бригаде каменщиков в книгах приказов предприятия за 1991-1993 отсутствует;
с 26 января 2001 г. по 19 мая 2003 в ТОО «Моховское» (СПК «Моховское») в качестве кочегара согласно трудовой книжке, так как документально не подтверждена работа котельной на твердом топливе. Предприятие ликвидировано, документы, подтверждающие льготный характер работы, не представлены. В выписке из индивидуального (персонифицированного) учета данные периоды отражены страхователем общими условиями (без кода особых условий труда). Согласно архивной справке от 6 сентября 2022 г. № Т-545 работа в должности кочегара в СПК «Моховское» не подтверждена, уволен с 19 мая 2003 г. в должности рабочего хозяйства.
Стаж на соответствующих должностях Государственной противопожарной службы составил 5 лет 7 месяцев 5 дней, вместо требуемых 25 лет и страховой стаж, с учетом периода учебы 23 года 7 месяцев 20 дней, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии но старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ. Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета имеется стаж за работу в РКС и в МКС, который составляет 12 лет 9 месяцев 7 дней с учетом перевода МКС в РКС, а также с учетом суммирования с работой в противопожарной службе по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ с 1 сентября 2007 г. по 3 июля 2010 г. При имеющихся условиях право на досрочную страховую пенсию по старости предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ наступит при достижении возраста 56 лет, при этом право на установление пенсии будет представлено с учетом сроков назначения, в соответствии с Приложением №6 к указанному закону через 60 месяцев, с 23 апреля 2032 г. (в 61 год).
Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Темирканова А.К. – 31 мая 2000 г.
В период с 1 сентября 1986 г. по 27 июня 1989 г. Темирканов А.К. являлся учащимся Барнаульского СПТУ № 1, с 2 декабря 1989 г. по 18 ноября 1991 г. проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии, что подтверждается сведениями трудовой книжки, военного билета №, диплома Б №.
Как следует из трудовой книжки истца в отношении спорных периодов, 9 декабря 1991 г. Темирканов А.К. принят на работу в «Райагропромстрой» Новичихинского района в качестве автокрановщика, 8 января 1992 г. переведен каменщиком, 15 апреля 1993 г. уволен по собственному желанию; 20 июля 1994 г. принят в Государственную противопожарную службу г.Семипалатинска, уволен 1 августа 1999 г.; 2 марта 2000 г. принят на работу в ТОО «Моховское» в качестве возчика-забойщика, 26 января 2001 г. переведен кочегаром в котельную МТМ, 19 мая 2003 г. уволен по статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации (за невыход на работу в течение 4- х месяцев подряд); с 4 августа 2004 г. по 18 января 2006 г. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту; 23 января 2006 г. принят на работу в Пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы и охраны г.Алейска и Алейского района в качестве водителя пожарного автомобиля 3 класса пожарной части №3, 1 апреля 2009 г. переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) 2 отдельного поста 50 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения 7 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю.
Согласно архивным справкам № от 17 августа 2022г., № от 20 августа 2024 г., Темирканов А.К. принят в АООТ «Райагропромстрой» а/крановщиком на кран КС-25-61 с 9 декабря 1991 г., уволен по собственному желанию 13 апреля 1993 г.
Как следует из справки архивного отдела администрации Алейского района, Темирканов А.К. приказом № от 2 марта 2000 г. принят на работу в ТОО «Моховское» в должности возчика-забойщика, приказом № от 26 июня 2000 г. переведен на должность рабочего на хозяйстве с 16 июня 2000 г., освобожден от должности возчика-забойщика; приказом от 19 мая 2003 г. № уволен с должности рабочего хозяйства за невыход на работу более 4- х месяцев подряд без уважительной причины.
Согласно копии приказа № от 29 января 2001 г. Темирканов А.К. с 26 января 2001 г. переведен на должность кочегара в котельной МТМ, на основании приказа № от 7 июня 2001 г. переведен на должность возчика-забойщика с 4 июня 2001 г.; приказом № от 22 июня 2001 г. Темирканов А.К. уволен с должности возчика-забойщика за отказ от выполнения работы; приказом от 19 мая 2003 г. № 33 уволен с должности рабочего хозяйства за невыход на работу в течение 4-х месяцев.
Из архивной справки, выданной ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Восточно-Казахстанской области Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан», в ведомственном архиве государственного учреждения имеются следующие сведения о службе Темирканова А.К.: приказом № от 12 августа 1994 г. назначен на должность старшего респираторщика СЧВПО г.Курчатов Семипалатинской области; приказом № от 28 июля 1999 г. уволен с должности пожарного пожарной части № 48 г.Курчатов; представлены сведения о переименовании Государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Восточно-Казахстанской области Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан».
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, установив, что в отношении периода работы с 8 января 1992 г. по 15 апреля 1993 г. работа истца каменщиком постоянно в бригаде каменщиков либо в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад на условиях полной занятости в Новичихинском «Райагропромстрой» не подтверждена, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж истца.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 2 марта 2000 г. по 20 апреля 2000 г., с 26 января 2001 г. по 19 мая 2003 г., суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств работы истца в спорные периоды в тяжелых условиях труда, в том числе, отсутствия документов, подтверждающих работу котельной МТМ СПК «Моховское» на твердом топливе, занятость истца на работах в особых условиях труда в течении полного рабочего дня.
Разрешая требования в части включения в специальный стаж периода работы с 20 июля 1994 г. по 1 августа 1999 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Соглашения от 14 февраля 1992 г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств- участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», установив, что спорный период работы протекал на территории Республики Казахстан, исходя из того, что период службы в вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств и приравненной к ним службы в органах внутренних дел этих государств при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в специальный стаж не засчитывается, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж Темирканова А.К. спорного периода работы. При этом суд первой инстанции также, проанализировав Закон Республики Казахстан от 22 ноября 1996 г. № 48-1 «О пожарной безопасности», Указ Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 г. № 3465 «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан», постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июля 1997 г. № 1068 «О Государственном комитете Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям», Указ Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 г. № 6 «О структуре Правительства Республики Казахстан», Указ Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 г. № 1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», пришел к выводу о том, что Государственная противопожарная служба г.Семипалатинска, в которой проходил службу истец в спорный период, не входит в систему органов внутренних дел и в спорный период времени истец сотрудником органов внутренних дел на территории Республики Казахстан не являлся.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периода с 4 августа 2004 г. по 18 января 2006 г., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», исходил из отсутствия сведений о прохождении истцом военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Разрешая требования в части включения периода работы с 23 января 2006 г. по 31 августа 2007 г., руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Списком должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. №437, Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385, Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, Постановления администрации Алтайского края от 3 марта 2005 г. № 116 «О создании краевого государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности в Алтайском крае», установив, что истец работал в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, в то время как право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, указав, что учреждение, в котором работал истец, создано органом государственной власти субъекта Российской Федерации и относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода обучения с 1 сентября 1986 г. по 27 июня 1989 г., периода службы в армии с 2 декабря 1989 г. по 18 ноября 1991 г., суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, исходил из отсутствия условий для включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку периоду учебы и военной службы истца не предшествовала и за ним не следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.
Установив отсутствие у истца требуемой продолжительности специального стажа на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отсутствие специального стажа по Списку №1 и по Списку №2, возникновение у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 23 апреля 2031 г. на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
У Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665).
Согласно подпункту «л» пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. №437.
Указанным Списком предусмотрена, в том числе, должность - водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. №211 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности» установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте «о» части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. №1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем 4 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» данной статьи, и их семей).
Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, которой предусмотрены условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В силу абзаца 5 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ), служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются согласно подпункта 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок от 22 сентября 1993 г. №941).
Согласно абзацу 6 пункта 1 Порядка от 22 сентября 1993 г. №941 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет включается военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом пункта 1).
Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14 февраля 1992 г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей».
В соответствии со статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза СССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Российская Федерация и Республика Казахстан являлись участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.), которые были денонсированы Федеральным законом от 11 июня 2022 года №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Федеральным законом от 26 февраля 2024 года №23-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на Министерства внутренних дел сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Правильно применив вышеприведенные правовые нормы, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что истцом заявлены требования о включении в стаж дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ периода службы в Государственной противопожарной службе г. Семипалатинска с 20 июля 1994 г. по 1 августа 1999 г., возможность включения в страховой стаж периодов прохождения службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств - участников Содружества Независимых Государств законодательством не предусмотрено, пенсия по месту увольнения со службы на территории Республики Казахстан Темирканову А.К. не назначалась ввиду отсутствия необходимых по законодательству Республики Казахстан условий для ее назначения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Ссылки истца на положения статьи 1 Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», согласно которым гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 г. и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент, выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку не имеют правового значения для спора, так как данные законоположения направлены на обеспечение реализации права на трудовую пенсию лиц, которые не приобрели право на пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) или на ежемесячное пожизненное содержание за счет средств федерального бюджета, носят гарантийный характер и содержат правила определения величины расчетного пенсионного капитала и размера страховой части трудовой пенсии. В данном случае данные положения не применяются.
Доводы о наличии правовых оснований для включения вышеуказанного периода службы истца в Государственной противопожарной службе г. Семипалатинска основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в период работы с 23 января 2006 г. по 31 августа 2007 г. в должности водителя пожарного автомобиля в Пожарно-спасательном отряде Государственной противопожарной службы по охране г. Алейска и Алейского района в должности водителя истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация о кодах льготы в спорный период, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и, как следствие, об отсутствии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному выше основанию, поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. №552-О-О «По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доводы кассатора о наличии правовых оснований для включения стаж работы дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно периодов работы с 8 января 1992 г. по 15 апреля 1993 г. в качестве каменщика в Новичихинском «Райагропромстрой», с 2 марта 2000 г. по 20 апреля 2000 г. в качестве забойщика скота, с 26 января 2001 г. по 19 мая 2003 г. в качестве кочегара котельной подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, поименованы каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», позиция 2290000а-12680).
Позицией 23200000-13786 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение машинистов (кочегаров) котельной (на угле и сланце), в том числе занятых на удалении золы.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что периоды работы с 8 января 1992 г. по 15 апреля 1993 г., с 2 марта 2000 г. по 20 апреля 2000 г. имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, а спорный период работы с 26 января 2001 г. по 19 мая 2003 г.- после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая льготный характер работы истца, доказательств занятости истца на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не представлено, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных периодов работы истца в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном отклонении судом нотариально заверенных показаний свидетелей подлежат отклонению, поскольку исходя из положений части 1 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, в связи с чем письменные пояснения свидетелей являются недопустимым доказательством.
Кроме того, в силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-Ф характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Ссылки кассатора на иную правоприменительную практику правильных выводов суда не опровергает и основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта не являются, поскольку указанные заявителем судебные акты не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда, являлись предметом исследования и оценки суда, были отклонены по мотивам подробно приведенным в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Михайловского районного суда Алтайского края от 2 октября 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 декабря 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Темирканова Армана Каирбековича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 14 апреля 2025 г.
