ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0033-01-2024-000847-28 |
Дата поступления | 26.02.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Татаринцева Е.В. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 15.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 42 - Кемеровская область - Кузбасс |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области |
Номер дела в первой инстанции | 2-1053/2024 ~ М-585/2024 |
Дата решения первой инстанции | 30.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Смолин Сергей Олегович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 15.04.2025 | 11:50 | №27 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 04.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
26.02.2025 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Русановский Д. В. | 27.02.2025 | 03.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | администрация города Прокопьевска | 4223020939 | |||||||
ИСТЕЦ | Величков Андрей Владимирович | ||||||||
ИСТЕЦ | Величков Евгений Андреевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Величков Сергей Андреевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Величкова Надежда Ивановна | ||||||||
ИСТЕЦ | Величкова Татьяна Петровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Галеев Юлдубай Ахметкиреевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Галеева Рамзия Габдрахмановна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГБУ ЦТИ Кузбасса Филиал № 15 БТИ Прокопьевского городского округа | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство Угольной промышленности Кузбасса | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Минэнерго РФ | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Русановский Дмитрий Викторович | ||||||||
ИСТЕЦ | Самойленко Галина Владимировна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФГБУ "ГУРШ" |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5718/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Попова А.А.,
судей Татаринцевой Е.В. и Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 42RS0033-01-2024-000847-28 по иску Галеева Юлдубая Ахметкиреевича, Галеевой Рамзии Габдрахмановны, Величковой Надежды Ивановны, Величкова Андрея Владимировича, Величкова Сергея Андреевича, Величкова Евгения Андреевича, Величковой Татьяны Петровны, Самойленко Галины Владимировны к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя Галеева Ю.А., Галеевой Р.Г., Величковой Н.И., Величкова А.В., Величкова С.А., Величкова Е.А., Величковой Т.П., Самойленко Г.В. – Русановского Д.В. на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 30 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галеев Ю.А., Галеева Р.Г., Величкова Н.И., Величков А.В., Величков С.А., Величков Е.А., Величкова Т.П., Самойленко Г.В. обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
В обоснование иска указали, что проживают и зарегистрированы в жилых помещениях, расположенных по адресам: <адрес> (Галеев Ю.А., Галеева Р.Г.); <адрес> (Величкова Н.И., Величков А.В., Величков С.А., Величков Е.А., Величкова Т.П., Самойленко Г.В.).
Указанные жилые дома расположены на горном отводе ликвидированной шахты АООТ «Шахта Центральная» и являются непригодным для проживания вследствие ведения горных работ.
Администрацией города Прокопьевска истцам отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку жилые дома по <адрес> и <адрес> расположены за пределами горных отводов какого-либо угольного предприятия.
Просили обязать администрацию города Прокопьевска включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на АООТ «Шахта Центральная», и заключить с истцами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на АООТ «Шахта Центральная».
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 30 июля 2024 г. исковые требования Галеева Ю.А., Галеевой Р.Г., Величковой Н.И., Величкова А.В., Величкова С.А., Величкова Е.А., Величковой Т.П., Самойленко Г.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 октября 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Галеева Ю.А., Галеевой Р.Г., Величковой Н.И., Величкова А.В., Величкова С.А., Величкова Е.А., Величковой Т.П., Самойленко Г.В. – Русановского Д.В. изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указано, что на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия истцы проживали в жилых домах, в связи с чем имеют право на социальную выплату.
Кассатор полагает, что по делу должна была быть назначена судебная горно-геологическая экспертиза для установления факта наличия или отсутствия горных выработок.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по доводам жалобы отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 1 марта 2011 г. за Величковой Н.И. было признано право собственности как на самовольную постройку на жилой дом по адресу: <адрес>. При рассмотрении дела судом установлено, что Величкова Н.И. приобрела у ФИО1 жилой дом по указанному адресу по расписке (при этом истцы родственниками либо членами семьи ФИО1 не являются), в 1982 г. начала строить на новый дом, строительство которого окончила в 1984 г. Старый дом был ею снесён. С момента окончания строительства дома она проживает в нём по настоящее время.
Право собственности Величковой Н.И. на указанный жилой дом зарегистрировано 24 мая 2011 г.
В спорном жилом доме зарегистрированы: Величкова Н.И. (с 7 февраля 1986 г.), её дочь Самойленко Г.В. (с 27 июня 1996 г.); со 2 мая 2014 г. зарегистрированы: её сын Величков А.В., внук Величков С.А., внук Величков Е.А., сноха Великова Т.П.
Установлено, что Величкова Н.И., Величков А.В., Величков С.А., Величков Е.А., Величкова Т.П. и Самойленко Г.В. являются членами одной семьи.
Также установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является Галеев Ю.А. на основании решения Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 апреля 2017 г., которым установлено, что ранее указанный жилой дом принадлежал ФИО2, при этом истцы родственниками либо членами семьи ФИО2 не являются. Спорный дом был приобретён ими по расписке. Право собственности на жилой дом признано за Галеевым Ю.А. в силу приобретательной давности.
Право собственности Галеева Ю.А. на указанный жилой дом зарегистрировано 30 июня 2017 г.
Галеев Ю.А. и Галеева Р.Г. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Галеев Ю.А. и Галеева Р.Г. состоят на регистрационном учёте по месту жительства по адресу: <адрес>, с 4 октября 1983 г.
Распоряжениями администрации города Прокопьевска №, № от 26 декабря 2023 г. на основании заключений межведомственной комиссии № и № от 8 декабря 2023 г. спорные жилые дома по <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания.
Согласно техническому заключению № и акту оценочной комиссии от 10 июля 2023 г. физический износ жилого дома <адрес> составляет 70 %.
Согласно техническому заключению № и акту оценочной комиссии от 15 сентября 2023 г. физический износ жилого дома <адрес> составляет 68 %.
Из письменной информации администрации г. Прокопьевска от 23 апреля 2024 г. № и № следует, что администрацией города выполнен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте АООТ «Шахта «Центральная» на основании списка, составленного ликвидационной комиссией шахты на день принятия решения о ликвидации организации в 1998 г. Жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес>, не значатся в списке ветхого жилищного фонда, подлежащего сносу по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Центральная».
Согласно ответу Сибирского филиала АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» от 24 июля 2024 г. № анализом горно-геологических материалов ликвидированного АООТ «Шахта Центральная» установлено, что жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес>, находятся за пределами горного отвода АООТ «Шахта Центральная» и вне зоны влияния горных работ; возможность подработки указанных жилых помещений иными предприятиями угольной промышленности, расположенными на территории г. Прокопьевска, помимо АООТ «Шахта Центральная», исключается.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности, пришёл к выводу об отсутствии совокупности условий, при которых возможно возникновение права истцов на включение в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, также отсутствии совокупности условий, при которых возможно возникновение права истцов на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, в связи с чем оставил исковые требования без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах. Правовая позиция судов базируется на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, конкретные обстоятельства дела, а выводы судов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 3 статьи 5 данного Федерального закона установлено, что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840 утвержден Перечень мероприятий реструктуризации угольной промышленности (далее – Перечень).
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» были утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила № 428).
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил № 428 иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер иных межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е»» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (пункт 6 Правил № 428).
Согласно абзацу 1 пункта 8 Правил № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В определении от 7 февраля 2008 г. № 266-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения Правил № 428 направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Названное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. №.
С 26 декабря 2023 г. вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок её предоставления регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2252, пунктом 1 которого утверждены прилагаемые к нему изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждено Приложение № 36 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики» - Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 гг. субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков (далее – Правила № 36).
Приложением № 1 к Правилам № 36 предусмотрены Общие требованиями к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности в рамках реализации Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков (далее – Общие требования).
Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета являются: наличие на территории субъекта Российской Федерации граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных (в том числе с 1 января 2012 г. в гг. Прокопьевске, Киселёвске и Анжеро-Судженске) в рамках реструктуризации угольной промышленности в соответствии с утверждёнными в установленном порядке проектами ликвидации угольных (сланцевых) шахт (пункт 4 Правил № 36).
Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 марта текущего года, формируют и направляют в Министерство энергетики Российской Федерации заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по форме согласно приложению № 2 с приложением копий следующих документов: согласованный с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и утверждённый органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утверждённого проекта ликвидации угольной (сланцевой) шахты и разреза, устанавливающий размер социальной выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья в соответствии с пунктами 4 - 6 общих требований; план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета, утверждённый высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3.
Министерство энергетики Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной ему организации обеспечивает организацию приёма и рассмотрения заявки и документов (пункт 5 Правил № 36).
Согласно указанным требованиям субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, имеющих общегосударственное значение и связанных с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, могут быть предоставлены в целях выполнения указанных мероприятий по результатам отбора.
Для участия в отборе орган местного самоуправления представляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку в свободной форме с приложением следующих документов: список граждан, подлежащих переселению, утверждённый органом местного самоуправления; план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждённый высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (пункт 2 Общих требований).
Пунктом 9 Общих требований установлены основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Эти основания идентичны основаниям, установленным пунктом 8 ранее действовавших Правил № 428.
В целях реализации вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20 февраля 2024 г. № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области-Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ, на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство угольной промышленности Кузбасса.
Согласно пункту 6 Правил субсидии из областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями Кемеровской области-Кузбасса.
На основании пункта 19 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья разрезах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляете форме предоставления социальных выплат.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчёта стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области-Кузбасса по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или территории Кемеровской области-Кузбасса, избранного для постоянного проживания, не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Правил размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтёрского города или посёлка и является неизменным до приобретения жилья.
Формирование списков граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области-Кузбасса в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. «О персональных данных».
В силу пункта 21 Правил норма общей площади жилого помещения применяемая при расчете размера социальной выплаты составляет: 33 кв. метра – для одиноких граждан; 42 кв. метра – на семью из 2-х человек; 18 кв. метра – на каждого члена семьи, состоящей из 3-х человек и более.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдачи органу местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему или членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставлен ему социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 23 Правил одними из оснований для уточнения списка граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включёнными (включённым) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учёта по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтённых при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильём, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно пункта 24 Правил орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области-Кузбасса заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил гражданин в пределах срока действия такого договора имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть) либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве.
Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Установив, что на дату принятия решения о ликвидации АООТ «Шахта Центральная» в 1998 г. истцы не являлись собственниками, а также членами семьи собственника спорных жилых помещений; истцы Величков А.В., Величкова Т.П., Величков Е.А., Величков С.А. не состояли на регистрационном учёте по месту жительства в спорном жилом доме <адрес>, признание за Величковой Н.И. и Галеевым Ю.А. права собственности на жилой дом в судебном порядке после принятия решения о ликвидации шахты, соответственно в 2011 г. и в 2017 г., не отнесено к исчерпывающему перечню оснований для включения в список в целях получения мер социальной поддержки, спорные жилые дома расположены за пределами горного отвода АООТ «Шахта Центральная», возможность подработки спорных жилых домов иными предприятиями угольной промышленности, списки граждан по которым составлялись после 1998 г., расположенных на территории Прокопьевского городского округа, исключена ответом специализированной организации СФ АО «ВНИМИ» от 24 июля 2024 г., то есть отсутствие совокупности условий, при которых возможно возникновение права на включение в список граждан, подлежащих переселению, на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, суды первой и апелляционной инстанции пришли обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал, что признание жилого дома непригодным для проживания не лишает истцов для защиты своих прав по иным основаниям, предусмотренным законом.
При оценке судами первой и апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 30 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Галеева Ю.А., Галеевой Р.Г., Величковой Н.И., Величкова А.В., Величкова С.А., Величкова Е.А., Величковой Т.П., Самойленко Г.В. – Русановского Д.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 18 апреля 2025 г.
