ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 24RS0052-01-2024-000273-29 |
Дата поступления | 12.03.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Лавник М.В.- Судья ГР |
Дата рассмотрения | 15.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 24 - Красноярский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Туруханский районный суд Красноярского края |
Номер дела в первой инстанции | 2-170/2024 |
Дата решения первой инстанции | 09.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Житникова Лада Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 15.04.2025 | 09:30 | №7 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 17.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
12.03.2025 | ОТВЕТЧИК | Администрация Туруханского района в лице Коновалова А.О. | 13.03.2025 | 17.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация Туруханского района | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство строительства и жилищно-коммунального хазяйства Красноярского края | ||||||||
ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Шашило Максим Викторович | ||||||||
ИСТЕЦ | Ярков Владимир Ильич | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Яркова Светлана Викторовна |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6462/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Раужина Е.Н., Кожевниковой Л.П.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-170/2024; УИД: 24RS0052-01-2024-000273-29 по иску Яркова Владимира Ильича к администрации Туруханского района Красноярского края о признании недействительными распоряжений и об обязании совершить определенные действия,
по кассационной жалобе администрации Туруханского района Красноярского края на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 9 августа 2024г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2024г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., заслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ярков Владимир Ильич (далее также по тексту - Ярков В.И., истец) обратился в суд с иском к администрации Туруханского района о признании недействительными распоряжений и об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии.
Требования мотивированы тем, что с 20 января 2002 г. он состоял в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий при выезде из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», по категории «пенсионеры» (протокол от 31 января 2002г. №). Распоряжением администрации Туруханского района от 16 сентября 2020г. № «Об исключении граждан из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья», он незаконно был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств краевого бюджета на основании пункта «г» части 1 статьи 10 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010г. № «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» - в связи с приобретением за пределами районов отселения гражданином и (или) членами его семьи после включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, жилья на праве собственности или права владения и пользования жилыми помещениями по договору социального найма.
Распоряжением администрации Туруханского района от 30 августа 2023г. № «Об исключении граждан из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья» он незаконно был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета на основании подпункта «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002г. № 879, - в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Основаниями для исключения истца из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств краевого и федерального бюджетов, являлось наличие в период с 31 мая 2011 г. по 17 марта 2014 г. на имя его супруги Я. регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по адресу: <адрес>, общей площадью 30.8 кв.м., на основании договора дарения квартиры от 24 мая 2011 г.
Истец считает, что администрацией Туруханского района необоснованно не принято во внимание при определении обеспеченности его семьи, жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера, регистрация и фактическое проживание в указанной выше квартире в период с 18 октября 2007 г. по 13 мая 2014 г. Ш., сына Я., поскольку с учетом данного обстоятельства, обеспеченность его семьи жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера составляла менее учетной нормы (30,8 кв.м : 3 человека = 10,27 кв.м.), установленной администрацией Рыбинского района (15 кв.м.) и администрацией Туруханского района Красноярского края (12 кв.м.).
Просил признать незаконным и отменить распоряжение администрации Туруханского района Красноярского края от 16 сентября 2020г. № «Об исключении граждан из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья»; признать незаконным и отменить распоряжение администрации Туруханского района Красноярского края от 30 августа 2023г. № «Об исключении граждан из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья»; возложить на администрацию Туруханского района Красноярского края обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу восстановить его на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также в соответствии с Законом Красноярского края от 21 декабря 2010г. № «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» с даты его первоначальной постановки на данные учеты - 20 января 2002 г.
Решением Туруханского районного суда Красноярского края от 9 августа 2024г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2024г., постановлено:
«исковые требования Яркова Владимира Ильича к администрации Туруханского района Красноярского края о признании незаконными решений об исключении из очереди на получение жилищной субсидии по переселению и восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Туруханского района Красноярского края от 16 сентября 2020г. № «Об исключении граждан из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья».
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Туруханского района Красноярского края от 30 августа 2023г. № «Об исключении граждан из списков, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья».
Возложить на администрацию Туруханского района Красноярского края обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу восстановить Яркова Владимира Ильича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете граждан, имеющих право па получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также в соответствии с Законом Красноярского края от 21 декабря 2010г. № «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» с даты его первоначальной постановки на данные учеты - 30 января 2002 г.».
В кассационной жалобе представитель администрации Туруханского района Красноярского края Коновалова А.О. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Яркова В.И.
Относительно доводов кассационных жалоб возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ярков В.И. с 17 ноября 1992 г. по 2 июня 2003 г. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, а с 3 июня 2003 г. по настоящее время состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, совместно с Я. с 2 октября 2007 г. Данные жилые помещения расположены в районах Крайнего Севера.
В соответствии с выпиской из протокола заседания районной комиссии по содействию выезда граждан с территории Туруханского района в другие регионы Российской Федерации от 31 января 2002г. №, Ярков В.И. на основании заявления и представленных документов 30 января 2002 г. поставлен в очередь на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» и Положением о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья, утвержденным постановлением администрации Красноярского края от 6 октября 2000г. № «Об утверждении положения о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья».
Из копии трудовой книжки и справки о назначенных пенсиях от 19 июля 2023 г. следует, что стаж работы Яркова В.И. в районах Крайнего Севера составлял 29 лет 2 месяца 4 дня.
15 октября 2010 г. между Ярковым В.И. и С. заключен брак.
В соответствии с заявлением от 6 декабря 2010 г. Ярков В.И. просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории пенсионеры, совместно с членом его семьи супругой Я.
На основании договора дарения квартиры от 24 мая 2011 г. Ш. подарил Я. квартиру, общей площадью 30.8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации Туруханского района от 16 сентября 2020 г. № на основании протокола районной комиссии от 7 сентября 2020 г. № Ярков В.И. был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств краевого бюджета на основании пункта «г» части 1 статьи 10 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010г. № «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» - в связи с приобретением за пределами районов отселения гражданином и (или) членами его семьи после включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, жилья на праве собственности или права владения и пользования жилыми помещениями по договору социального найма.
Распоряжением администрации Туруханского района от 30 августа 2023 г. <адрес> на основании протокола районной комиссии от 21 августа 2021 г. №, Ярков В.И. был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета на основании подпункта «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002г. № 879 - в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно договору купли - продажи квартиры от 21 февраля 2014г. Ш., действуя от имени Я., продал, а Ж. купила, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
15 мая 2024 г. Ярков В.И. совместно с Я. вновь включены в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионер».
Разрешая спор, суд первой инстанции, применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводам об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что в период нахождения Яркова В.И. на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, приобретение Я. (супругой истца) права собственности на квартиру в порядке дарения, находящейся за пределами районов Крайнего Севера, площадь которой не соответствовала надлежащему уровню обеспеченности жилой площади на каждого члена семьи, а также последующая продажа данной квартиры, не могли послужить основанием для исключения Яркова В.И. и Я. из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2086-О, следует, что положения Федерального закона от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в статье 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» (действовавшей на момент постановки Яркова В.И. на учет) (далее также - Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ») правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ, гражданин, которому выделяется жилищная субсидия, имеет право приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания, в пределах размера получаемой жилищной субсидии без привлечения собственных и (или) заемных средств. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учет для улучшения жилищных условий в регионе вселения.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» утратил силу с 1 января 2003 г., в связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту также - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью третьей статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ для целей данного Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они и (или) члены их семьи, не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее также - Положение).
Названное Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья) (пункт 1 Положения).
Исходя из содержания пунктов 2, 3, 7 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пунктов 9, 11, 19, 24 Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства заявление о включении его в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и соответствующие документы. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) осуществляют проверку представленных гражданином документов. Органы местного самоуправления, наделенные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, ежегодно утверждают списки граждан, имеющих право на получение таких субсидий.
В пункте 21 Положения приведен перечень случаев, при которых граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий. В их числе - утрата ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо со статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» («и» пункта 21 Положения).
В силу части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 марта 2022 г. № 9-П, положения, касающиеся реализации конституционного права на жилище, нашли отражение и в установленных Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» правах на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия. Предоставляя тем, кто не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездных жилищных субсидий с целью выезда из таких районов и местностей, государство, реализуя свои социальные функции, способствует удовлетворению потребности в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам решать проблемы приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (пункт 3 названного Постановления).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что одной из мер социальной поддержки граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и принявших решение о выезде из таких районов и местностей, является предоставление им органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии. Цель жилищной субсидии - это обеспечение гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возможности приобретения или строительства за счет средств федерального бюджета жилых помещений в регионах России, имеющих более благоприятные природно-климатические условия.
Среди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, - граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Не обеспеченными жилыми помещениями признаются, в частности, граждане и (или) члены их семьи, не являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что постановлением администрации Рыбинского района Красноярского края от 26 октября 2011 г. № установлена учетная норма площади жилого помещения на 1 человека в количестве 15 кв.м.
В соответствии с решением Туруханского сельского совета депутатов Красноярского края от 27 декабря 2021 г. №, учетная норма жилой площади составляет не менее 12 кв.м, на одного человека.
Из объяснений Я. в ходе рассмотрения дела судом установлено, что приобретенная ею по договору дарения квартира, фактически принадлежала ее сыну Ш., который был зарегистрирован и фактически проживал в данной квартире с 18 октября 2007 г. по 13 мая 2014 г., то есть после заключения договора дарения. Я. в указанной квартире не проживала, данной квартирой не пользовалась.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, суды обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в связи с наличием у Я. (супруги Яркова В.И.) в собственности жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, и учетом площади данного объекта (30.8 кв.м./3 чел = 10.27 кв.м.). Ярков В.И. и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений, что, в свою очередь, не может служить основанием для исключения Яркова В.И. и Я. из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Приведенные выводы соответствуют разъяснениям, указанным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2001 г. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2001 года», согласно которым предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано государством и обусловлено определенным стажем работы в районах Крайнего Севера или проживанием в этих районах, приобретение лицом, имеющим право на получение жилищной субсидии, жилья на собственные средства не является основанием для снятия его с очереди на получение указанной субсидии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы ответчика со ссылкой на положения части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», действующей на момент постановки на учет, статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пункт 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, в соответствии с которыми обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также доводы о незаконном участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Ш., и доводы о том, что судом незаконно был привлечен к участию в деле прокурор для дачи заключения, аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, указанные доводы не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах, а иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства и иная оценка фактических обстоятельств, установленных судом, не свидетельствует о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туруханского районного суда Красноярского края от 9 августа 2024г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 ноября 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Туруханского района Красноярского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 16 апреля 2025г.
