ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 38RS0033-01-2024-000583-47 |
Дата поступления | 18.03.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Прочие из пенсионного законодательства |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Леонтьева Т.В. - Судья ГР |
Дата рассмотрения | 15.04.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 38 - Иркутская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Куйбышевский районный суд г. Иркутска |
Номер дела в первой инстанции | 2-1008/2024 |
Дата решения первой инстанции | 15.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Кучерова Анастасия Владимировна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 15.04.2025 | 11:00 | №8 | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение | 24.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
18.03.2025 | ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Былков К. В. | 19.03.2025 | 20.03.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | АНО ДПО «Иркутский учебный авиационный центр имени героя Советского Союза Безбокова В.М. Общероссийской общественно-государственной организации «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Былков Кирилл Владимирович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Директор АНО ДПО Иркутский УАЦ РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н. | ||||||||
ИСТЕЦ | Заместитель военного прокурора Иркутского гарнизона Курганский Н.А. | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Общероссийская общественно-государственная организация «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» | ||||||||
ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Фонд пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области | 3808096980 | 380801001 | 1033801046003 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6660/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 апреля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Леонтьевой Т.В., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1008/2024 (УИД 38RS0033-01-2024-000583-47) по иску заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона к директору Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Иркутский учебный авиационный центр имени героя Советского Союза Безбокова В.М. Общероссийской общественно-государственной организации «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» Манастырлы Виктору Николаевичу, Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Иркутский учебный авиационный центр имени героя Советского Союза Безбокова В.М. Общероссийской общественно-государственной организации «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ», Общероссийской общественно-государственной организации «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
по кассационной жалобе третьего лица Былкова Кирилла Владимировича на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 ноября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения третьего лица Былкова К.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А. о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель военного прокурора Иркутского гарнизона обратился в суд с административным иском к директору Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Иркутский учебный авиационный центр имени героя Советского Союза Безбокова В.М. Общероссийской общественно-государственной организации «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» Манастырлы Виктору Николаевичу (далее – директор АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н.) о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указывал на то, что военной прокуратурой Иркутского гарнизона по обращению гражданина Былкова К.В. проведена проверка исполнения должностными лицами АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России требований законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
24 ноября 2023 г. по результатам проведенной проверки заместителем военного прокурора Иркутского гарнизона директору АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н. внесено представление № Прд-20001057-115-2023 об устранении нарушений закона по факту нарушения должностными лицами АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России законодательства о пенсионном обеспечении граждан, а именно в том, что гражданин Былков К.В. в период с 19 января 1990 г. по 6 мая 1996 г. осуществлял трудовую деятельность в Центральной базе МЛХ РСФСР Иркутская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства в должности парашютиста-пожарного. Стаж работы указанного лица по вышеуказанной должности в вышеназванной организации составил 6 лет и 4 месяца. В соответствии с приказом АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России от 1 октября 2014 г. № 44/л и трудового договора от 1 октября 2014 г. № 16/14 Былков К.В. начал осуществлять трудовую деятельность в организации в должности инструктора-парашютиста. 4 февраля 2015 г. должность инструктора-парашютиста переименована в парашютиста-инструктора, в связи с чем с Былковым К.В. 4 февраля 2015 г. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору. В соответствии с приказом АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России от 1 сентября 2022 г. № 53/л Былков К.В. прекратил трудовую деятельность в АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России. Таким образом, стаж Былкова К.В. в должности парашютиста-пожарного, парашютиста-инструктора и инструктора-парашютиста составляет 14 лет и 3 месяца. Льготный стаж работы Былкова К.В. в летной должности как парашютиста в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет более 25 лет. Несмотря на это, вопреки требованиям вышеназванного законодательства должностными лицами АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России сведения о работе Былкова К.В. за период с 1 октября 2014 г. по 1 сентября 2022 г. представлены в пенсионный орган на общих основаниях, без кода особых условий труда. Более того, страховые взносы по дополнительному тарифу за Былкова К.В. не начислялись и не уплачивались. Как следствие, Былкову К.В. неправомерно отказано в назначении льготной пенсии по старости.
25 декабря 2023 г. из АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России в адрес военной прокуратуры Иркутского гарнизона поступили сведения о результатах рассмотрения вышеуказанного представления об устранении нарушений закона (исходящий № 1446 от 22.12.2023), согласно которым 18 июля 2022 г. по окончании срока контракта бывший директор АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Ставинов А.А. при увольнении дела и должность не сдал, в том числе не обеспечил сохранность бухгалтерских и отчетных документов. По вопросу обращения Былкова К.В. о начислении льготного стажа, предоставляющего право на досрочную пенсию, установлено, что авиационная деятельность авиационным центром не велась, планы по учебной подготовке не выполнялись, нормы выполнения прыжков с парашютом не выполнялись. На основании изложенного, директором АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России принято решение об отказе в удовлетворении законных требований заместителя военного прокурора о предоставлении в Социальный фонд России необходимых документов в отношении заявителя.
1 сентября 2022 г. Былкову К.В. АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России выдана справка № 278, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В данной справке указано, что Былков К.В. за период с 1 октября 2014 г. по 1 сентября 2022 г. выполнял парашютные прыжки с воздушных судов типа АН-2, АН-12, МИ-8, МИ-2, МИ-26. Годовая норма прыжков с реактивных самолетов и вертолетов за вышеуказанный период выполнена в полном объеме. Кроме того, в справке указаны следующие документы в качестве основания выдачи справки: приказы по личному составу: от 1 октября 2014 г. № 44, от 28 августа 2017 г. № 62/о, от 1 декабря 2017 г. № 122/л, от 5 февраля 2018 г. № 11/л, от 7 февраля 2020 г. № 27/о, личная карточка формы Т-2, ОМУ (организационно-методические указания по организации и проведению деятельности в авиационных организациях общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на 2014-2022 годы).
Заместитель военного прокурора Иркутского гарнизона полагает, что на протяжении длительного времени нарушаются права Былкова К.В. в назначении льготной пенсии по старости.
Заместитель военного прокурора Иркутского гарнизона просил суд признать незаконными действия директора АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н., выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона об устранении нарушений закона от 24 ноября 2023 г. исх. № Прд-20001057-115-2023 и отказе в удовлетворении законных требований заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона по предоставлению в Социальный фонд России необходимых документов в отношении Былкова К.В.; признать незаконными действия директора АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н., выразившиеся в непредставлении в Социальный фонд России необходимых документов в отношении гражданина Былкова К.В.; обязать директора АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н. устранить нарушения путем предоставления в Социальный фонд России необходимых документов в отношении гражданина Былкова К.В.; взыскать сумму судебных расходов с ответчика в полном объеме.
Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 6 февраля 2024 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Иркутский учебный авиационный центр имени героя Советского Союза Безбокова В.М. Общероссийской общественно-государственной организации «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» (далее - АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России), Общероссийская общественно-государственная организация «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» (далее - ДОСААФ России).
Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 4 июля 2024 г. суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 августа 2024 г. исковые требования заместителя военного прокурора Иркутского гарнизона оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 ноября 2024 г. решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 августа 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе третье лицо Былков К.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Заместителем военного прокурора Иркутского гарнизона предоставлен отзыв на кассационную жалобу, в которым просит жалобу удовлетворить.
ДОСААФ России, ОСФР по Иркутской области поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, ответчик директор АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Манастырлы В.Н., представители ответчиков АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России, РО ДОСААФ России, представитель третьего лица ОСФР по Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Представитель ОСФР по Иркутской области направил в адрес Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 6 сентября 2022 г. Былков К.В. обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 15 сентября 2022 г. № 302361/22 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Былкову К.В. отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Согласно данному решению, при подсчете специального стажа пенсионным органом не учтен период трудовой деятельности истца с 1 октября 2014 г. в АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 1 декабря 2022 г. исковые требования Былкова К.В. к ОСФР по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости оставлены без удовлетворения.
24 ноября 2024 г. по результатам проведенной проверки заместителем военного прокурора Иркутского гарнизона капитаном юстиции АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России внесено представление об устранении нарушений закона по факту нарушения должностными лицами законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В ответ на представление в адрес военной прокуратуры Иркутского гарнизона поступили сведения № 1446 от 22 декабря 2023 г., указано, что у директора АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России Савинова А.А. закончился контракт, при увольнении Савинов А.А. дела и должность не сдал, в том числе не обеспечил сохранность бухгалтерских и отчетных документов. По вопросу обращения Былкова К.В. о начислении льготного стажа, предоставляющего право на досрочную пенсию, установлено, что авиационная деятельность авиационным центром не велась, планы по учебной подготовке не выполнялись, нормы выполнения прыжков с парашютом не выполнялись. Основания для начисления льготного стажа Былкову К.В. у организации отсутствовали, в Пенсионный фонд России направлялись данные, отражающие действительные условия труда и выполнение должностных обязанностей.
Из кадровых документов следует, что приказом АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России № 44/л от 1 октября 2014 г. Былков К.В. принят на работу с 1 октября 2014 г. в Учебно-тренировочный отряд инструктором-парашютистом с неполной рабочей неделей (согласно индивидуального графику работы).
Из трудового договора № № установлено, что Былков К.В. принят на работу с 1 октября 2014 г. не неопределенный срок в АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России на должность инструктора-парашютиста Учебно-тренировочного отряда. Работнику устанавливается неполная рабочая неделя (согласно индивидуального графику) с оплатой пропорционально отработанному времени.
Согласно приказу АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России № 53/Л от 1 сентября 2022 г. Былков К.В., парашютист-инструктор Учебнотренировочного отряда, уволен 1 сентября 2022 г.
Разрешая заявленные прокурором требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о работе Былкова К.В. за период с 1 октября 2014 г. руководителями АНО ДПО «Иркутский УАЦ» РО ДОСААФ России представлены в пенсионный орган на общих основаниях, без кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительному тарифу за Былкова К.В. не начислялись и не уплачивались в связи с не выполнением им установленных норм выполнения прыжков с парашютом и отработанного времени. Доказательств, подтверждающих факт осуществления Былковым К.В. трудовой деятельности в соответствующей должности на условиях полной занятости, не представлено. В связи с отсутствием доказательств того, что имеются необходимые условия для зачета спорного стажа работы в специальный стаж Былкова К.В. для назначения досрочной пенсии, на ответчика не может быть возложена обязанность по предоставлению в ОСФР по Иркутской области сведений о работе Былкова К.В. за период с 1 октября 2014 г. по 1 сентября 2022 г. с кодом особых условий труда для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием.
Дополнительно суд апелляционной инстанции указал, что справке работодателя от 1 сентября 2022 г. № 278 была дана оценка судами при рассмотрении пенсионного спора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не указано в интересах кого он обратился, Былков К.В. участвовал по делу в качестве третьего лица. Материального правового интереса по данному спору прокурор не имеет, является процессуальным истцом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судами первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Как следует из материалов дела, прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, фактически заявлял требования в интересах Былкова К.В. к работодателю о возложении обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, внести корректирующие данные в сведения индивидуального (персонифицированного) учета с целью дальнейшей оценки пенсионным органом его пенсионных прав при решении вопроса о включении в специальный стаж периода работы.
Вопреки выводам судов, в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в интересах гражданина о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В пунктах 5 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи или лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон, следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Однако судебные инстанции, отказывая прокурору в интересах Былкова К.В. в удовлетворении исковых требований, не предложили истцу уточнить в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эти исковые требования с указанием на конкретные материально-правовые притязания применительно к нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Кроме того, делая фактически вывод о том, что прокурор не вправе предъявлять данный иск, суды не учли, что в таком случае производство по делу подлежало бы прекращению по пункту 1 части 1 статьи 134, статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не отказу в иске.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного Федерального закона).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В числе таких условий, исходя из положений статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Правительством Российской Федерации 18 июля 2002 г. принято Постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 537 от 18 июля 2002 г., при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации.
К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов (пункт 1), летно-инструкторский состав (пункт 2), командно-летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата (пункт 3), парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров (пункт 4).
Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги (подпункт "а");
каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно - летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги (подпункт "б").
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139, установлено, что полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа (подпункт "а" пункта 66).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.
По настоящему делу прокурор, заявляя требования о возложении на работодателя обязанности представить необходимые документы и сведения в пенсионный орган, указывал на то, что работодатель предоставлял в Фонд недостоверные сведения о его страховом стаже, и оспаривал правомерность действий работодателя по передаче в Фонд сведений о характере работы без указания кода льготных условий труда, а также по неуплате страхователем страховых взносов в отношении Былкова К.В.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела приведенные нормативные положения к спорным отношениям применили неправильно, вследствие чего неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Былковым К.В. в спорный период (с 2014 года) работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", фактически возложив бремя доказывания на Былкова К.В.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что определение того, является ли должность, занимаемая работником, льготной, принадлежит только работодателю, указали на отсутствие документов, подтверждающих выполнение Былковым К.В. работ постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов времени), фактически обосновав свое решение теми сведениями (документами), достоверность которых оспаривалась истцом.
При этом суды первой и апелляционной инстанций не дали данным сведениям правовой оценки с учетом подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, и положений статей 55, 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании, неправомерно возложив на работника обязанность подтвердить факт выполнения им работы в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", и освободили работодателя от представления доказательств отсутствия факта выполнения Былковым К.В. работы в таких условиях.
Между тем, Былков К.В. неоднократно ссылался на то, что им выполнены норма налета часов, что подтверждается определенными доказательствами, в том числе справкой работодателя, которым судами оценка не дана. Указание на то, что справке работодателя дана оценка в рамках пенсионного спора, является необоснованной, поскольку в данном случае те судебные акты в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеют преюдициального значения, были приняты по спору между иными сторонами.
При этом судами не учтены Правила исчисления сроков выслуги по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", где имеет значение не работа полный рабочий день, а налет нормы часов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, не приняли во внимание доводы истца и не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем выводы судебных инстанций не могут быть признаны основанными на нормах права.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются непреодолимыми, в связи с чем могут быть устранены только при новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 ноября 2024 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
О.С. Андуганова
Мотивированное определение изготовлено 29 апреля 2025 г.
