| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 55RS0007-01-2025-000391-40 |
| Дата поступления | 01.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Поль Е.В. - Судья АДМ |
| Дата рассмотрения | 15.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 55 - Омская область |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Омска |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-1190/2025 |
| Дата решения первой инстанции | 19.03.2025 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Мосолов Евгений Анатольевич |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 11:40 | №3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 05.09.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 01.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Омска | 02.09.2025 | 05.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Омска | 5503047244 | 550301001 | 1025500757259 | |||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | БУ ОО Омский центр кадастровой оценки и технической документации | ||||||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Граф Лидия Дмитриевна | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска | 5503031117 | 550301001 | 1025500761142 | |||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Ильц Надежда Владимировна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Ильц Федор Федорович | ||||||||
| ПРОКУРОР | Прокурор города Омска | ||||||||
| ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Сейфилова Айгуль Дюсембаевна | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление Росреестра по Омской области | 5503085391 | 550301001 | 1045504038524 | |||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-16461/2025
город Кемерово 15 октября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поль Е.В.,
судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации города Омска, поданную через суд первой инстанции 21 августа 2025 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 июня 2025 года
по административному делу №2а-1190/2025 по административному исковому заявлению Ильц Надежды Владимировны, Ильц Федора Федоровича, Сейфиловой Айгуль Дюсембаевны к Администрации города Омска о признании недействующим нормативного правового акта в части,
заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Поль Е.В., пояснения прокурора Кадошникова С.О., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Ильц Надежда Владимировна (далее - Ильц Н.В.), Ильц Федор Федорович (далее - Ильц Ф.Ф.), Сейфилова Айгуль Дюсембаевна (далее - Сейфилова А.Д.) в лице представителя ФИО4 (далее - ФИО4) обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Омска о признании частично недействительным постановления Администрации города Омска от 27 февраля 2024 года № 152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
С учетом уточнения исковых требований, административные истцы просили суд признать недействительным проект планировки территории, расположенной в границах: <данные изъяты> - восточная граница <данные изъяты> проектируемая улица № - проектируемая улица № - проектируемая улица № автомобильная дорога <данные изъяты>, проект межевания территории элементов планировочной структуры №, <данные изъяты> проекта планировки, утвержденные постановлением Администрации <адрес> от 27 февраля 2024 года №152-п «Об утверждении документов по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части расположения земельного участка по <адрес>, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 19 марта 2025 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 июня 2025 года решение Центрального районного суда г. Омска от 19 марта 2025 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований, признано недействующим постановление Администрации города Омска от 27 февраля 2024 года № 152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части определения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
В кассационной жалобе Администрация города Омска просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 июня 2025 года отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Омска от 19 марта 2025 года. В обоснование доводов кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что на момент утверждения оспариваемого постановления Администрации города Омска в ЕГРН содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 1341 кв.м с видом разрешенного использования «Для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки», местоположение: <адрес>, <адрес> <адрес>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимости - многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 150, 6 кв.м. В связи указанными обстоятельствами, в проекте межевания территории под многоквартирным жилым домом по <адрес> отображен декларативный земельный участок с кадастровым номером №, ориентировочной площадью 1341 кв.м. Севернее данного многоквартирного жилого дома по <адрес> образован земельный участок с условным номером № площадью 1173 кв.м с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением с одного земельного участка в измененных границах.
Административный ответчик отмечает, что формирование земельных участков производится под каждым жилым домом в отдельности, действующее законодательство не допускает возможность формирования единого земельного участка под отдельно стоящим многоквартирным домом и объектом недвижимости, не относящимся к общему имуществу дома (в рассматриваемом случае - жилым домом, право собственности на который не зарегистрировано), в связи с чем, основания для образования земельного участка площадью 2 533 кв.м отсутствуют.
В судебном заседании прокурор возразил на доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, по состоянию на 28 ноября 2002 года, являлся государственной собственностью Российской Федерации.
В соответствии с договором от 19 июля 2004 года, заключенным между <данные изъяты> в лице конкурсного управляющего ФИО10 с одной стороны, и Ильц Ф.Ф., Ильц Н.В., ФИО12, ФИО13, ФИО11 с другой стороны, последним передан в общую собственность жилой дом по <адрес>, общей площадью 124,1 кв. м, в следующих долях: по 1/4 доли Ильц Ф.Ф. и Ильц Н.В., по 1/6 доли — ФИО12, ФИО13, ФИО11
Согласно техническому паспорту на жилой дом, по состоянию на 19 мая 1986 года, указанный жилой дом, имеет общую площадь 95,4 кв. м.
Как следует из технического паспорта домовладения, по состоянию на 6 мая 2004 года общая площадь названного жилого дома составила 124,1 кв. м.
В техническом паспорте на жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства по <адрес>, по состоянию на 18 апреля 2011 года, общая площадь жилого дома составила 150,6 кв. м.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 9 марта 2011 года по делу № установлен факт принятия наследства ФИО13 и ФИО11 после смерти ФИО12, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда по встречным требованиям постановлено: выделить в общую долевую собственность ФИО13 2/3 доли в праве общей долевой собственности и ФИО11 1/3 доли в праве общей долевой собственности, часть жилого дома общей площадью 51,1 кв. м, выделить в общую долевую собственность Ильц Ф.Ф., Ильц Н.В. в равных долях по доли часть жилого дома общей площадью 73,0 кв. м.
Согласно сведениям из ЕГРН 19 июня 2012 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости - многоквартирный дом с кадастровым номером №, площадью 150,6 кв.м, с местоположением: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> <адрес>. Указанный многоквартирный дом определяется на земельных участках с кадастровыми номерами № и №
Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН, в указанном жилом доме с кадастровым номером № находится жилое помещение часть жилого <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 63,8 кв. м, дата постановки на кадастровый учет - 29 ноября 2013 года, принадлежащее на праве общей долевой собственности по Ильц Ф.Ф, и Ильц Н.В., по 1/2 доли у каждого.
Также на государственном кадастровом учете находится расположенное в указанном доме жилое помещение - часть жилого <адрес>, с кадастровым номером № площадью 78,4 кв. м, дата постановки на кадастровый учет - 19 июня 2012 года, принадлежащее на праве собственности ФИО3, дата регистрации права - 17 октября 2023 года.
Согласно представленному административными истцами протоколу собрания собственников помещений (квартир) в многоквартирном <адрес> в <адрес> в <адрес> от 15 сентября 2012 года, земельный участок под многоквартирным домом распределен следующим образом: для квартиры ФИО2, ФИО1 определен участок площадью 1 300 кв. м, для квартиры ФИО16 - земельный участок площадью 1200 кв. м. Решением общего собрания собственников многоквартирного дома утверждено согласие для семьи Кожебековых на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 1 200 кв. м с регистрацией права собственности за семьей Кожебековых.
21 декабря 2023 года административные истцы обратились в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2 538 кв. м для размещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 16 января 2024 года, под многоквартирным домом по адресу: <адрес> образован земельный участок с кадастровым номером № Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В данной связи утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуется.
31 января 2024 года административные истцы обратились в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 341 кв. м под многоквартирным домом ввиду некорректных данных о его площади, а также вида разрешенного использования.
Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации, г. Омска от 27 февраля 2024 года № ИСХ-ОГ-ДАГ 06/172, по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «актуальные, ранее учтенные», дата присвоения кадастрового номера 1 ноября 2005 года, данные о правообладателе отсутствуют. В пределах земельного участка расположен объект недвижимого имущества здание с кадастровым номером №. По указанным основаниям снять с государственного кадастрового учета земельный участок не представляется возможным.
14 июня 2024 года административные истцы вновь обратились в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2 538 кв. м.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 18 июля 2024 года представителю административных истцов сообщено, что на территорию под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № постановлением Администрации города Омска от 27 февраля 2024 года № 152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утвержден проект межевания территории, в соответствии с которым кадастровые работы по образованию земельного участка не предусмотрены, в связи с чем истцам отказано в утверждении схемы земельного участка под многоквартирным домом.
14 августа 2024 года Ильц Ф.Ф., Ильц Н.В., Сейфилова А.Д. вновь обратились в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о внесении изменений в проект межевания территории, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 27 февраля 2024 года №152-п.
Из ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 11 сентября 2024 года № Исх.-ОГ-ДАГ05/1615 следует, что постановлением Администрации г. Омска от 27 февраля 2024 года №152-п утвержден проект межевания территории элементов планировочной структуры №, № проекта планировки территории, расположенной в границах: граница <данные изъяты> - восточная граница <данные изъяты> - проектируемая улица № проектируемая улица № -проектируемая улица № - автомобильная дорога Р<данные изъяты> Проект межевания территории разработан на топографической съемке 2023 года. В соответствии с выпиской из ЕГРН, по состоянию на 12 мая 2023 года, содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 341 кв. м с видом разрешенного использования «для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки», по адресу: <адрес>. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В пределах земельного участка расположен многоквартирный дом с кадастровым номером №, площадью 150,6 кв. м. В проекте межевания территории земельный участок под многоквартирным домом отображен в декларативном порядке с ориентировочной площадью 1 344 кв. м. Согласно топографической съемке севернее многоквартирного дома расположен объект недвижимости - жилой дом по <адрес>. В соответствии с проектом межевания под указанным жилым домом образован земельный участок с условным номером №,№ площадью 1 173 кв. м с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением земельного участка в измененных границах. Разработка документации по планировке территории, в границах которой расположен жилой <адрес> <адрес> <адрес> муниципальным заданием на 2024 год не предусмотрена.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Администрации города Омска, в надлежащей форме, введено в действие в соответствующем порядке и не противоречит федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав административных истцов, не нарушает.
Проанализировав материалы дела, представленные доказательства, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда пришла к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления - Администрацией города Омска в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме и с соблюдением порядка принятия, введения в действие, а также официального опубликования.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не допускает возможность формирования единого земельного участка под отдельно стоящим многоквартирным домом и объектом недвижимости (индивидуальным жилым домом), не относящимся к общему имуществу дома, имеющим одинаковую функцию с основным объектом (многоквартирным домом).
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции приняты во внимание доводы административных истцов относительно того, что доступ к жилому помещению № принадлежащему Сейфиловой А.Д., расположенному в многоквартирном <адрес>, осуществляется только по земельному участку со стороны данного помещения, поскольку со стороны жилого помещения части жилого дома № установлен забор, огораживающий земельный участок, прилегающий к жилому помещению, принадлежащему семье ФИО14, от земельного участка, прилегающего жилому помещению №
Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе, фрагмента чертежа межевания спорной территории, что формирование границ земельного участка с кадастровым номером №, а также границ образуемого земельного участка с условным номером № площадью 1 173 кв. м со стороны жилого помещения № осуществлено фактически по стене многоквартирного <адрес>, что исключает возможность доступа Сейфиловой А.Д. к принадлежащему ей жилому помещению по земельному участку, формируемому под многоквартирным домом, поскольку такой доступ будет существовать только через образуемый смежный земельный участок с условным номером №.№
При таких обстоятельствах, исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 5 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2019 года №3153/пр, пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации города Омска от 27 февраля 2024 года №152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в той части, в которой границы земельного участка под многоквартирным домом <адрес> <адрес> <адрес> определены без учета возможности обеспечения доступа к жилому помещению № в данном доме, принадлежащему Сейфиловой А.Д., а также возможности осуществления эксплуатации и обслуживания данного дома, не может являться законным.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым оставить в силе апелляционное определение.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с подпунктом 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
Для исполнения возложенных полномочий Администрацией города Омска 27.02.2024 принято постановление № 152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Выводы судов относительно принятия оспариваемого нормативного правового акта органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий соответствуют обстоятельствам дела.
В части соблюдения формы, процедуры принятия и порядка опубликования выводы судов также основаны на обстоятельствах дела, соответствуют установленному правовому регулированию.
Как установлено судами, по итогам проведения общественных обсуждений осуществлена подготовка и оформление заключения о результатах общественных обсуждений, которое опубликовано в <данные изъяты> от 30.11.2023 № 50, а также на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет». Текст заключения также представлен в материалы дела.
В соответствии с положениями статьи 5.1 ГрК РФ, имея право на внесение предложений и замечаний, касающихся проектов, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях, заинтересованные лица таким правом не воспользовались.
Частью 14 статьи 46 ГрК РФ установлено, что утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Постановление Администрации города Омска от 27.02.2024 № 152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» опубликовано в <данные изъяты> № 10 (1402) от 29.02.2024, являющейся официальным изданием для опубликования муниципальных правовых актов города Омска, соглашений, официальной информации в соответствии с частью 8 статьи 7 Устава города Омска (утв. Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92).
Что касается выводов суда апелляционной инстанции относительно определения границ земельного участка с нарушением действующего правового регулирования, установлено следующее.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из подпункта 2 пункта 5 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2019 года №3153/пр, размер образуемого земельного участка рекомендуется определять, в том числе, исходя из территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного жилого дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном жилом доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирного жилого дома, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно отсутствия оснований для признания законным оспариваемого постановления Администрации города Омска от 27 февраля 2024 года №152-п «Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части основаны на том, что границы земельного участка под многоквартирным домом №<адрес> <адрес> определены без учета возможности обеспечения доступа к жилому помещению № в данном доме, принадлежащему Сейфиловой А.Д., а также возможности осуществления эксплуатации и обслуживания данного дома.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела и соответствуют указанному правовому регулированию.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки и, по существу, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 июня 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 октября 2025 года.
Председательствующий
Судьи












