| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 38OS0000-01-2024-000467-35 |
| Дата поступления | 02.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание иных нормативных правовых актов, принятых на уровне субъекта РФ |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Поль Е.В. - Судья АДМ |
| Дата рассмотрения | 15.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 38 - Иркутская область |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Иркутский областной суд |
| Номер дела в первой инстанции | 3а-10/2025 |
| Дата решения первой инстанции | 20.01.2025 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Трофимова Елена Николаевна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 10:40 | №3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 09.09.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 02.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Служба по тарифам Иркутской области | 03.09.2025 | 09.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | МУП МО "Братский район" Теплосервис | ||||||||
| ПРОКУРОР | Прокуратура Иркутской области | ||||||||
| ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Служба по тарифам Иркутской области | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление ФАС России по Иркутской области | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФАС России | ||||||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-16669/2025
город Кемерово 15 октября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поль Е.В.,
судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу службы по тарифам Иркутской области, поданную через суд первой инстанции 15 августа 2025 года, на решение Иркутского областного суда от 20 января 2025 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2025 года
по административному делу №3а-10/2025 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Братский район» «Теплосервис» о признании нормативного правового акта недействующим,
заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Поль Е.В., пояснения представителя службы по тарифам Иркутской области ФИО5, представителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Братский район» «Теплосервис» ФИО6, прокурора Сысоевой О.В., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Братский район» «Теплосервис» (далее - МУП «Теплосервис») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим приказ службы по тарифам Иркутской области от 4 декабря 2023 № 79-399-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Теплосервис» на территориях отдельных муниципальных образований Братского района» (далее – приказ № 79-399-спр) в отношении Ключи-Булакского муниципального образования, ввиду его несоответствия отдельным положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Решением Иркутского областного суда от 20 января 2025 года административные исковые требования удовлетворены, оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим со дня принятия в отношении заявленного муниципального образования, на орган регулирования возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2025 года решение Иркутского областного суда от 20 января 2025 года изменено, второй абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «Признать недействующими со дня принятия пункт 1 приказа службы по тарифам Иркутской области № 79-399-спр от 4 декабря 2023года «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Теплосервис» на территориях отдельных муниципальных образований Братского района» и пункт 2 приложения 1 к данному приказу в отношении Ключи-Булакского муниципального образования». В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе служба по тарифам Иркутской области просит вынесенные по делу судебные акты отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Административный ответчик не соглашается с выводами суда о том, что предложенная регулируемой организацией цена топлива в соответствии с договором, заключенным по результатам торгов с единственным поставщиком, в безусловном порядке является экономически обоснованной и должна быть принята органом регулирования для расчета соответствующих затрат такой организации, полагает данные выводы противоречащими требованиям действующего законодательства о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения.
В судебном заседании представитель службы по тарифам Иркутской области поддержал доводы кассационной жалобы, представитель МУП «Теплосервис» просил оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения.
Прокурор поддержала изложенные в письменных возражениях доводы, просила оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
При рассмотрении административного дела установлено, что МУП «Теплосервис» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территориях Ключи-Булакского, Калтукского, Куватского муниципальных образований Братского района Иркутской области.
11 апреля 2023 года в службу по тарифам Иркутской области поступило заявление МУП «Теплосервис» от 7 апреля 2023 года № 158 об установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2024-2026 годы с применением метода индексации установленных тарифов.
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 4 декабря 2023 № 79-399-спр установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Теплосервис» на территориях отдельных муниципальных образований Братского района» с календарной разбивкой на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2026 года в отношении Калтукского, Ключи-Булакского, Куватского муниципальных образований Братского района (приложение 1), а также установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП «Теплосервис» на территориях указанных муниципальных образований на данный период для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение 2).
Приказ № 79-399-спр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 7 декабря 2023 года, на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 11 декабря 2023 года и 21 февраля 2024 года, в газете «Областная» 21 февраля 2024 года, а также размещен на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области в подразделе «Теплоэнергетика - 2023 год» раздела «Нормативные правовые акты службы» совместно с протоколом заседания Правления службы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что оспариваемый приказ принят полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме, опубликован в установленном законом порядке, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, проанализировав законоположения, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав материалы дела, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что плановые расходы на топливо регулятором определены неверно.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 28 Основ ценообразования, а также учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, признали, что заключение контракта с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку, с учетом положений аукционной документации предприятия, в том числе, по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, является результатом проведения торгов и отвечает требованиям подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования.
Суды пришли к выводу, что при определении статьи затрат «Стоимость натурального топливо с учетом транспортировки» регулятор не учел проведенные торги, поскольку закупочная процедура, по его мнению, является неконкурентной, в связи с чем цена по такому контракту не может быть безусловно признана как экономически обоснованная.
В силу пункта 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38, 66 Основ ценообразования.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28, которым установлена последовательность применения органом регулирования источников информации о ценах.
Подпункт «б» пункта 28 Основ ценообразования регламентирует использование при определении плановых (расчетных) значений расходов цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов в случае отсутствия государственного регулирования цен на уголь (подпункт «а» пункта 28 Основ ценообразования).
Судами на основании материалов дела, в том числе, приложения 7 к протоколу заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 27 ноября 2023 года, установлено, что по статье затрат «Стоимость натурального топлива с учетом транспортировки» регулируемая организация предложила стоимость топлива в размере 2 242,54 руб. за тонну. В качестве обосновывающего документа представлен муниципальный контракт от 23 августа 2023 года № 001, согласно которому цена покупки угля – 2 200 руб. за тонну.
Судами также установлено, что Службой утверждена стоимость топлива 1 809,42 руб. за тонну исходя из анализа цен, учтенных в тарифах на 2024 год организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территориях муниципальных образований Братского района и ближайших территорий, экспертами Службы принято среднее значение цен списания угля за 9 месяцев 2023 года с учетом применением ИЦП по отрасли «Добыча угля» на 2024 год 105,7%, что не превышает среднюю цену покупки угля на использованных в анализе территориях 1 831 руб./т.
Применяя указанное правовое регулирование и учитывая обстоятельства дела, суды пришли к правильном выводу о том, что способ определения цены на топливо, примененный Службой, противоречит названным положениям Основ ценообразования, что являлось основанием для признания недействующими пункта 1 приказа службы по тарифам Иркутской области № 79-399-спр от 4 декабря 2023года «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Теплосервис» (ИНН №) на территориях отдельных муниципальных образований Братского района» и пункта 2 приложения 1 к данному приказу в отношении Ключи-Булакского муниципального образования.
Суды пришли к выводу, с которым следует согласиться, что заключение контракта с участником электронного аукциона, подавшим единственную заявку, с учетом положений аукционной документации предприятия, в том числе, по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, является результатом проведения торгов и отвечает требованиям подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований в пределах доводов жалобы для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат сведений об обстоятельствах которые не являлись предметом судебной проверки и оценки, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм законодательства, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, о наличии оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не свидетельствуют. Оснований для удовлетворения требований в пределах иска не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов, кассационная жалоба службы по тарифам Иркутской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Иркутского областного суда от 20 января 2025 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2025 года.
Председательствующий
Судьи












