| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 24RS0017-01-2024-005009-92 |
| Дата поступления | 09.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Поль Е.В. - Судья АДМ |
| Дата рассмотрения | 23.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 24 - Красноярский край |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Железнодорожный районный суд г. Красноярска |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-792/2025 |
| Дата решения первой инстанции | 30.01.2025 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Некрасова Валентина Сергеевна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 14:50 | №3 | Заседание отложено | судом признана невозможным рассмотрение административного дела в (этом) судебном заседании | 11.09.2025 | |||
| Судебное заседание | 23.10.2025 | 09:45 | №1 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 15.10.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 09.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ККРОО ФИСС | 10.09.2025 | 11.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация г. Красноярска | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ККРОО Федерация инвалидного спорта Сибири (ККРОО ФИСС) | 2460049312 | 1022400012029 | ||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Красноярский краевой суд для административной коллегии | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство строительства Красноярского края | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МКУ г. Красноярска Управление капитального строительства | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО Специализированный застройщик Стройиндустрия | ||||||||
| ПРОКУРОР | Прокуратура Красноярского края | ||||||||
| ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-16781/2025
город Кемерово 23 октября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поль Е.В.,
судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Красноярской краевой региональной общественной организации «Федерация инвалидного спорта Сибири», поданную через суд первой инстанции 28 августа 2025 года, на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 января 2025 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июня 2025 года
по административному делу №2а-792/2025 по административному исковому заявлению Красноярской краевой региональной общественной организации «Федерация инвалидного спорта Сибири» к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании приказа недействительным,
заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Поль Е.В., пояснения представителей Красноярской краевой региональной общественной организации «Федерация инвалидного спорта Сибири» ФИО5 и ФИО6, возражения представителя ООО «Специализированный застройщик «СтройИндустрия» ФИО7, прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а:
Красноярская краевая региональная общественная организация «Федерации инвалидного спорта Сибири» (далее - ККРОО ФИСС) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ранее - Министерство строительства Красноярского края) о признании приказа №550-о от 30 августа 2022 года недействительным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 января 2025 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июня 2025 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ККРОО ФИСС просит вынесенные по делу судебные акты отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов кассационной жалобы административный истец ссылается на то, что спорный земельный участок был включен в перечень земельных участков, расположенных в границах комплексного развития территории (далее - КРТ) без соответствующего согласования с отраслевыми органами, с нарушением порядка утверждения КРТ, предусмотренного действующим законодательством, что является безусловным основанием для отмены спорного решения. Полагает, что ссылка суда на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 12 июля 2024 года несостоятельна, поскольку предметом проверки являлось постановление № 890 от 11 октября 2022 года, а законность оспариваемого приказа Министерства строительства Красноярского края №550-о от 30 августа 2022 года не проверялась.
В судебном заседании представитель ККРОО ФИСС поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО «Специализированный застройщик «СтройИндустрия» поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Прокурор возразил на кассационную жалобу.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края представлены письменные возражения, в которых административный ответчик просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
При рассмотрении административного дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4 382 +/- 23 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
20 июля 2022 года в Министерство строительства Красноярского края поступило обращение департамента градостроительства администрации г. Красноярска о согласовании проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки жилого района <адрес>. В связи с наличием замечаний отраслевых органов исполнительной власти, повторно указанный проект, после их устранения, направлен для согласования 18 августа 2022 года.
30 августа 2022 года Министерством строительства Красноярского края вынесен приказ №550-o о согласовании проекта решения «О комплексном развитии территории жилой застройки жилого района <адрес> <адрес>», согласовать проект решения «О комплексном развитии территории жилой застройки жилого района Николаевка по <адрес>».
Администрацией г. Красноярска, в том числе, на основании вышеназванного приказа 11.10.2022 принято постановление №890 «О комплексном развитии территории жилой застройки жилого района <адрес> <адрес>». Указанным актом принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки г. Красноярска, общей площадью 179 727 +/- 148,37 кв.м., расположенной в жилом районе <адрес> <адрес>, в соответствии со сведениями о местоположении, площади и границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, согласно приложению 1.
Как следует из приложения 1 к постановлению, в подпункт 8 Перечня сведений о земельных участках, расположенных в границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, включен земельный участок площадью 4382+/-23 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Постановление подписано главой г. Красноярска и опубликовано 12 октября 2022 года в газете «Городские новости», а также размещено на официальном сайте администрации г. Красноярска.
До утверждения постановления в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ) проект решения «О комплексном развитии территории жилой застройки жилого района <адрес> <адрес>» был опубликован 23 августа 2022 года в газете «Городские новости», а также размещен на официальном сайте администрации города и на информационном щите в администрации Железнодорожного района в г. Красноярске.
Границы территории, предусмотренные проектом решения, согласованы приказом Министерства строительства Красноярского края от 30 августа 2022 года № 550-0.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, исходил из того, что оспариваемый приказ Министерства строительства Красноярского края от 30 августа 2022 года № 550-0 принят в соответствии с предусмотренной процедурой уполномоченным органом, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
При этом судебной коллегией по административным делам Красноярского краевого суда учтено, что оспариваемый приказ является элементом процедуры подготовки и принятия нормативного правового акта, законность которого проверена в судебном порядке, однако оснований для прекращения производства в этой связи по делу не усмотрено, поскольку в принятии уточненного административного иска с требованиями признании недействующим приказа №550-0 при рассмотрении административного дела №2а-1994/2024 судом было отказано с одновременным разъяснением права на подачу самостоятельного иска, что следует из протокола судебного заседания от 12.07.2024
В соответствии с ч. 4 ст. 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, подготовленные главой местной администрации, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Предметом такого согласования являются границы территории, в отношении которой планируется принятие решения о ее комплексном развитии. Срок такого согласования не может превышать тридцать дней со дня поступления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 08.07.2021 №11-5320 «О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий» к полномочиям уполномоченного органа относятся согласование проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, подготовленных главой местной администрации.
В силу п. 3.10 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 21.08.2008 №51-п, к полномочиям министерства отнесено осуществление полномочий уполномоченного исполнительного органа края в сфере комплексного развития территории.
Порядок согласования с уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в сфере комплексного развития территории проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, подготовленных главой местной администрации муниципального образования Красноярского края утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2021 №710-п (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка, предметом согласования с министерством строительства Красноярского края проекта решения являются границы территории, в отношении которой планируется принятие решения о ее комплексном развитии.
В соответствии с п. 3 Порядка обращение о согласовании проекта решения о КРТ направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган (в Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края).
Уполномоченный орган в пределах срока, указанного в пункте 4 Порядка, с учетом заключений отраслевых органов принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании проекта решения. Указанное решение оформляется приказом, копия которого направляется главе администрации в срок не позднее 30 дней с даты получения обращения (пункт 12 Порядка).
Границы территории, предусмотренные проектом решения «О комплексном развитии территории жилой застройки жилого района Николаевка по <адрес>», согласованы приказом Министерства строительства Красноярского края от 30.08.2022 №550-0.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 12.07.2024, по делу №2a-1994/2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21.11.2024, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2025, в удовлетворении административных исковых требований Красноярской краевой региональной общественной организации «Федерация инвалидного спорта Сибири» о признании недействующим постановления администрации г. Красноярска №890 от 11.10.2022 в части включения земельного участка, принадлежащему административному истцу, в подпункт 8 Перечня сведений о земельных участках, расположенных в границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, закрепленного в Приложении №1 к постановлению администрации г. Красноярска №890 от 11.10.2022, исключении указанного земельного участка из данного Перечня отказано.
В ходе рассмотрения дела №2а-1994/2024 судами установлено, что согласование проекта решения о КРТ отраслевыми органами исполнительной власти Красноярского края подтверждается письмами краевых службы и министерств. Оснований для отказа в согласовании решения о КРТ судами установлено не было. Данные обстоятельства являются установленными вступившим в законную силу судебным актом по административному делу и не подлежат повторному доказыванию в силу части 2 статьи 64 КАС РФ.
Разрешая требования о признании незаконным приказа от 30.08.2022 №550-0 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что оспариваемый приказ принят в соответствии с предусмотренной процедурой уполномоченным органом, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия Красноярского краевого суда правильно указала, что оспариваемый приказ является элементом процедуры подготовки и принятия нормативного правового акта, законность которого проверена в судебном порядке. Вместе с тем, оснований для прекращения производства судами обоснованно не усмотрено, учитывая, что при рассмотрении административного дела №2а-1994/2024 судом было отказано в принятии уточненного административного иска о признании недействующим приказа №550-0 с разъяснением права на подачу самостоятельного иска.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований в пределах доводов жалобы для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат сведений об обстоятельствах которые не являлись предметом судебной проверки и оценки, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм законодательства, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, о наличии оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не свидетельствуют. Оснований для удовлетворения требований в пределах иска не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов, кассационная жалоба ККРОО ФИСС удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 января 2025 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июня 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 ноября 2025 года.
Председательствующий
Судьи












