| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 24RS0048-01-2024-020838-44 |
| Дата поступления | 11.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Мишина И.В.- Судья АДМ |
| Дата рассмотрения | 15.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 24 - Красноярский край |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Советский районный суд г. Красноярска |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-5151/2025 |
| Дата решения первой инстанции | 25.02.2025 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Худик Анастасия Анатольева |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 10:00 | №1 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 15.09.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 11.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Новоселова В. А. | 12.09.2025 | 15.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Васильева Анна Сергеевна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Новоселова Валентина Анатольевна | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ОСП по Кировскому району г. Красноярска | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ОСП по Кировскому району г. Красноярска СПИ Рогатина Татьяна Сергеевна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Красноярскому краю | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Потоловская Галина Филипповна | ||||||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-16952/2025
город Кемерово 15 октября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.,
судей Конаревой И.А., Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новоселовой Валентины Анатольевны на решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 февраля 2025 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 мая 2025 года по административному делу № 2а-515/2025 по административному исковому заявлению Новоселовой Валентины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю об оспаривании действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новоселова В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) по сохранению должнику ФИО9 прожиточного минимума с пенсии в размере большем, чем предусмотрено постановлением Правительства Красноярского края от 19 сентября 2023 года № 726-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2024 год»; возложении на административного ответчика обязанности сохранять должнику ФИО10. пенсию в 2024 году в размере прожиточного минимума 14 752 руб., а в последующие годы - в размере, установленном аналогичными постановлениями Правительства Красноярского края на следующие календарные годы, мотивируя тем, что является взыскателем по исполнительному производству № № взыскании денежных средств с ФИО11 с пенсии которой ежемесячно в счет исполнения требований исполнительного документа производятся удержания. На основании постановления судебного пристава-исполнителя Потоловской Г.Ф. сохранен прожиточный минимум, однако ОСФР по Красноярскому краю, исполняя данное постановление, прожиточный минимум должнику сохраняет в размере, превышающем установленный постановлением Правительства Красноярского края от 19 сентября 2023 года № 726-П прожиточный минимум для пенсионеров в размере 14 752 руб.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 25 февраля 2025 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 мая 2025 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 сентября 2025 года, Новоселовой В.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, полагает, что сохранение должнику-пенсионеру, проживающему в Красноярском крае, прожиточного минимума, установленного в целом по России для трудоспособного населения, незаконно и необоснованно. Считает, что принятые по делу судебные акты противоречат сложившейся судебной практике по данной категории споров.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из материалов административного дела усматривается, что на исполнении в Отделении судебных приставов по Кировскому району г. Красноярска Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю находится исполнительное производство № №, возбужденное 15 сентября 2023 года в отношении должника Потоловской Г.Ф. о взыскании в пользу Новоселовой В.А. задолженности в размере 281 265,94 руб., в рамках которого, установив, что Потоловская Г.Ф. является получателем пенсии по старости, постановлением от 26 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на пенсию должника.
Размер пенсии должника с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года составлял 22 307,37 руб., с 1 января 2025 года составляет 24 426,60 руб.
На основании заявления Потоловской Г.Ф. от 23 мая 2024 года постановлением судебного пристава-исполнителя от 4 июня 2024 года сохранены доходы должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Постановление для исполнения направлено в ОСФР по Красноярскому краю и принято пенсионным фондом к исполнению 25 июня 2024 года.
Доходы должнику Потоловской Г.Ф. сохранены ОСФР по Красноярскому краю в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Признавая указанные действия ОСФР по Красноярскому краю законными и обоснованными, суды двух инстанций исходили из того, что установленная постановлениями Правительства Красноярского края от 19 сентября 2023 года № 726-п и от 16 июля 2024 года № 517-п на 2024 и 2025 годы, соответственно, величина прожиточного минимума для пенсионеров Красноярского края меньше установленной в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 года № 789 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2025 год» величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов двух инстанций кассационный суд не усматривает.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), пунктами 3, 4 статьи 4 которого в числе принципов, на которых осуществляется исполнительное производство, определено уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
К мерам принудительного исполнения относится, в числе прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пункт 2 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 года № 10-П, определения от 13 октября 2009 года № 1325-О-О, от 15 июля 2010 года № 1064-О-О, от 22 марта 2011 года № 340-О-О, от 17 января 2012 года № 14-О-О, от 19 июля 2016 года № 1713-О и др.).
В силу абзаца восьмого части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено, в частности на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника, в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в 2024 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения установлена в размере 15 453 руб., трудоспособного населения - 16 844 руб., пенсионеров - 13 290 руб.
С 1 января 2025 года величина прожиточного минимума постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 года № 789 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2025 год» установлена в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 17 733 руб., для трудоспособного населения – 19 329 руб., пенсионеров – 15 250 руб.
В Красноярском крае постановлением Правительства Красноярского края от 19 сентября 2023 года № 726-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2024 год» величина прожиточного минимума на 2024 год в целом по Красноярскому краю на душу населения установлена в размере 17 153 руб., для трудоспособного населения – 18 697 руб., для пенсионеров (в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») – 14 752 руб.
На 2025 год постановлением Правительства Красноярского края от 16 июля 2024 года № 517-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2025 год» величина прожиточного минимума в целом по Красноярскому краю на душу населения установлена в размере 19 684 руб., для трудоспособного населения – 21 456 руб., для пенсионеров (в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») – 16 928 руб., для детей – 19 093 руб.
Учитывая приведенное правовое регулирование, суды пришли к верному выводу о правомерности сохранения ОСФР по Красноярскому края должнику Потоловской Г.Ф. доходов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Доводы подателя кассационной жалобы об обратном противоречат нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Утверждение административного истца о том, что при таком подходе у должника-пенсионера будет оставаться доход в размере большем, чем ему необходимо для жизни, несостоятельно.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 апреля 2022 года № 15-П, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, защиту прав и свобод, в том числе судебную, которая должна реализовываться на основе равенства всех перед законом и судом, быть полной и эффективной, отвечать критериям соразмерности, обеспечивая равновесие между правами и законными интересами всех участников гражданского оборота: собственников, кредиторов, должников (статьи 8 и 19; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1). При определении баланса конституционно значимых интересов необходимо принимать во внимание характер этих интересов (пункт 2 названного постановления).
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанций применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об отказе в удовлетворении административного иска.
Основания полагать нарушенными права взыскателя при соответствии оспариваемых действий пенсионного фонда положениям действующего законодательства отсутствуют.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам выводы судов соответствуют, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные постановления отмене или изменению по доводам кассационной жалобы не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 февраля 2025 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 мая 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новоселовой Валентины Анатольевны – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 октября 2025 года.
Председательствующий
Судьи












