| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 38RS0001-01-2024-005896-63 |
| Дата поступления | 12.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Никулина И.А.- Судья АДМ |
| Дата рассмотрения | 15.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 38 - Иркутская область |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Ангарский городской суд Иркутской области |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-6339/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 25.12.2024 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Черных Анна Владимировна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 11:10 | №3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 22.09.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 12.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Сумбекова А. А. | 13.09.2025 | 22.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Ильичева Инна Борисовна | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 по Ангарскому району | 3820009535 | 1043802220670 | ||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство имущественных отношений Иркутской области | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Сумбекова Анжела Александровна | ||||||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-17388/2025
г. Кемерово 15 октября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А.,
судей Пушкаревой Н.В. и Поль Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Сумбековой Анжелы Александровны, поданной через суд первой инстанции 29 августа 2025 года, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 25 декабря 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 апреля 2025 года по административному делу № 2а-6339/2024 по административному исковому заявлению Сумбековой Анжелы Александровны к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 о восстановлении срока подачи заявления, признании незаконным распоряжения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А., пояснения представителя административного истца Сумбековой А.А. Ильичевой И.Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 Кочетовой В.Е. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Сумбекова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просила восстановить ей срок подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также Список), признать незаконным распоряжение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 12 апреля 2024 года № 866/p-мA об отказе во включении в названный список, обязать административного ответчика включить Сумбекову А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г. Ангарска Иркутской области, указывая, что была выявлена органами опеки и попечительства, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поэтому должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано не по её вине. Наличие у Сумбековой А.А. 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное в г. Братске Иркутской области, не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением, поскольку общая площадь указанного жилого помещения на каждого собственника меньше учетной нормы, что препятствует её проживанию в данном жилом помещении.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 25 декабря 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 апреля 2025 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Сумбекова А.А. просит отменить постановленные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая на незаконности оспариваемого решения и наличии правовых оснований для включения её в спорный список, куда был включен ее брат ФИО11 в 2023 году при аналогичных условиях, полагая, что вступившее в законную силу решение суда, которым за ней признана 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, не является препятствием для реализации предусмотренного законом права на льготное обеспечение жилым помещением, учитывая, что в Едином государственном реестре недвижимости какие-либо зарегистрированные права на недвижимость у неё отсутствуют. Считает, что меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу судом первой инстанции приняты не были, судом апелляционной инстанции нарушения, допущенные судом первой инстанции, не устранены.
Межрайонным управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 относительно доводов кассационной жалобы принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 164-03 детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений
Согласно пункту 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из материалов дела, Сумбекова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения восемнадцатилетнего возраста приобрела статус лица, оставшегося без попечения родителей.
В связи со смертью матери в 2002 году и нахождением отца под стражей постановлением главы администрации г. Братска Иркутской области от 17 апреля 2002 года № 476 над несовершеннолетними Сумбековой А.А., ФИО12 ФИО13 установлена опека, опекуном назначена ФИО14 (бабушка), за несовершеннолетними сохранено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>
В 2007 году умер отец Сумбековой А.А.
Вступившим в законную силу решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 27 ноября 2009 года за Сумбековой А.А., ФИО15 ФИО16 признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в равных долях – по 1/3 доли за каждым.
С заявлением в уполномоченный орган о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма до наступления 23 лет Сумбекова А.А. не обращалась.
19 февраля 2024 года Сумбекова А.А., будучи в возрасте 32 лет, обратилась в правление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 12 апреля 2024 года № 866/р-мА ей отказано во включение в упомянутый список в связи с достижением возраста 23 лет и утратой соответствующего статуса, а также в связи с тем, что за ней закреплено и сохранилось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Полагая, что во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано незаконно, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемое Сумбековой А.А. распоряжение требованиям закона не противоречит, права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку Сумбекова А.А. до достижения возраста 23 лет с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась, при этом доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с заявлением о включении её в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, административный истец не представила. Кроме того, Сумбекова А.А. является собственником 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> который в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавался, норма обеспечения каждого из собственников на указанный жилой дом составляет 16,4 кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения в 13 кв.м на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Ангарского городского округа, установленную постановлением исполняющего обязанности полномочия мэра Ангарского городского округа от 14 октября 2016 года № 222-па.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Судебные инстанции, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обоснованно исходили из отсутствия доказательств наличия уважительных причин, по которым административный истец не была поставлена на учет, в том числе тех, которые свидетельствовали бы о невозможности Сумбековой А.А. реализовать право на обращение в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Субъективное толкование положений пункта 3 Правил формирования списка кассатором, по мнению которого Сумбекова А.А. после достижения возраста 23 лет подлежала включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, правильных выводов судов не опровергает.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Ссылки кассатора на обстоятельства включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением её родного брата, находящегося в равных с ней условиях, не свидетельствуют неустановлении судами значимых по делу обстоятельств и основанием для отмены судебных актов не являются.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных за Сумбековой А.А. правах на недвижимое имущество не подтверждает отсутствие у нее соответствующих прав и самого имущества. Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в размере 1/3 доли признано за Сумбековой А.А. вступившим в законную силу решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 27 ноября 2009 года, и невнесение в ЕГРН информации о государственной регистрации данного права не отменяет её правомочий собственника жилого помещения.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, правомерно отклонены с тем указанием, что заявление Сумбековой А.А. о включении в список подано в уполномоченный орган после достижения ею возраста 23 лет, сама по себе неосведомленность её в отношении своего права не может расцениваться как объективное препятствие такому обращению.
В целом доводы административного истца являлись предметом рассмотрения судов, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального права, процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 25 декабря 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 апреля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 октября 2025 года.
Председательствующий
Судьи












