| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 55RS0001-01-2025-000538-14 |
| Дата поступления | 23.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Конарева И.А.- Судья ГР |
| Дата рассмотрения | 15.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 55 - Омская область |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Кировский районный суд г. Омска |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-1463/2025 |
| Дата решения первой инстанции | 05.03.2025 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Ашуха Валентина Михайловна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 11:20 | №1 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 23.09.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 23.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Департамент имущественных отношений Администрации города Омска | 23.09.2025 | 23.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация города Омска | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | АО "ОмскЭлектро" | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Департамент имущественных отношений Администрации города Омска | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство имущественных отношений Омской области | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор КАО г. Омска | ||||||||
| ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Территориальное управление Росимущества в Омской области | ||||||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-17510/2025
г. Кемерово 15 октября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В., Виноградовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска, поданную 11 сентября 2025 года, на решение Кировского районного суда города Омска от 5 марта 2025 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 июня 2025 года
по административному делу № 2а-1463/2025 по административному иску прокурора Кировского административного округа города Омска к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А., пояснения прокурора Кадошникова С.О., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кировского административного округа города Омска обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества сетей электроснабжения по указанным в заявлении адресам и обязании в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества обозначенных выше сетей электроснабжения, ссылаясь на то, что длительное непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на спорные объекты электроснабжения, приводит к отсутствию надлежащего контроля за состоянием и работоспособностью названных инженерных сетей, ненадлежащему и несвоевременному проведению работ по обслуживанию и ремонту, ухудшению их технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к отключению потребителей от коммунальных услуг, прочим неблагоприятным последствиям. Отсутствие контроля и бесхозяйность спорных объектов недвижимого имущества создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций на объектах недвижимости, в том числе при падении, опор, обрыве проводов и может привести к возникновению короткого замыкания. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него функций нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории г. Омска, в том числе, угрожает их безопасности.
Определением от 5 марта 2025 года производство по делу прекращено в части, в связи с принятием судом отказа прокурора от требования о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества сетей электроснабжения: часть низковольтной воздушной линии ВЛ-0,4, кВ от ТП- 5129 (расположена по ул. 2-я Граничная, д. 2 «а»), а именно КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5129 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. Граничная, проложенная кабелем марки АВВБ 3x95+1x50, протяженностью 10 м; часть низковольтной воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5129 (расположена по ул. 2-я Граничная, д. 2 «а»), а именно ВЛ-0,4 кВ от ТП-5129 в сторону ул. Граничная, выполненная проводом марки СИП 4x50, протяженностью 160 м и проводом марки АС-50, протяженностью 640 м; часть низковольтной воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5334 в сторону ул. 22 Декабря, а именно КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5334 (по ул. Седова/ул. Материальная) на ВЛ-0,4 кВ в сторону 22-го Декабря, протяженностью 30 м; часть низковольтной воздушной линии ВЛ- 0,4 кВ от ТП-5334 в сторону 22-го Декабря, а именно ВЛ-0,4 кВ от КТП-5334 (по ул. Седова/ул. Материальная) в сторону 22-го Декабря, протяженностью 560 м; часть низковольтной воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5334 в сторону ул. 22-го Декабря, а именно КЛ-0,4 кВ вывод от ТП-5334 (по ул. Седова/ ул. Материальная) на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. Новоомская - ул. Володарского, протяженностью 45 м; часть низковольтной воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5334 в сторону ул. Седова, а именно КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5334 (по ул. Седова/ул. Материальная) в сторону ул. Седова, протяженностью 30 м; часть низковольтной воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5334 в сторону ул. Седова, а именно ВЛ-0,4 кВ от ТП-5334 (по ул. Седова/ул. Материальная) в сторону ул. Седова, протяженностью 680 м (л.д. 182-183).
Решением Кировского районного суда города Омска от 5 марта 2025 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 июня 2025 года, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества сетей электроснабжения: низковольтные воздушные линии от ТП-5136 (расположена по адресу: ул. Володарского, стр. 74, корп. 1, общей протяженностью 1,695 км., в том числе: ВЛ-0,4 кВ от ТП-5136 в сторону ул. 12 Декабря, выполненная проводом марки СИП-2А 3x95+1х70, протяженностью 745 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5136 в сторону ул. Володарского, выполненная проводом марки СИП-2А 3х95+1х70, протяженностью 950 м.; низковольтные воздушные линии от КТП-5334 (расположена по ул. Седова/ул. Материальная), в том числе: ВЛ-0,4 кВ от КТП-5334 в сторону ул. Володарского, общей протяженностью 685 м., состоит из: ВЛ-0,4 кВ от КТП-5334 в сторону ул. Володарского, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 640 м.; низковольтные воздушные линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5051 (расположена по ул. 2-я Рыбачья, 49, общей протяженностью 1005 м., в том числе: КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5051 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. 1-я Рыбачья, проложенная кабелем марки АВВГ 3х50+1х25, протяженностью 25 м.,ВЛ-0,4 кВ от ТП-5051 в сторону ул. 1-я Рыбачья, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 980 м.; низковольтные воздушные линии от ТП-5223 (расположена по ул. 4-я Курганская, 23, в том числе: ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 1-я Нагорная, общей протяженностью 470 м., состоит из: КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5223 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. 1-я Нагорная, проложенная кабелем марки АВБбШв 4х95, протяженностью 30 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 1-я Нагорная, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 440 м.; ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 4-я Курганская, общей протяженностью 980 м., состоит из: КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5223 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. 4-я Курганская, проложенная кабелем марки АВБбШв 4х95, протяженностью 60 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 4-я Курганская, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 920 м. На Департамент имущественных отношений Администрации города Омска возложена обязанность в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на принятие на учет в качестве бесхозяйного имущества: низковольтные воздушные линии от ТП-5136 (расположена по адресу: ул. Володарского, стр. 74, корп. 1, общей протяженностью 1,695 км., в том числе: ВЛ-0,4 кВ от ТП-5136 в сторону ул. 12 Декабря, выполненная проводом марки СИП-2А 3x95+1х70, протяженностью 745 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5136 в сторону ул. Володарского, выполненная проводом марки СИП-2А 3х95+1х70, протяженностью 950 м.; низковольтные воздушные линии от КТП-5334 (расположена по ул. Седова/ул. Материальная), в том числе: ВЛ-0,4 кВ от КТП-5334 в сторону ул. Володарского, общей протяженностью 685 м., состоит из: ВЛ-0,4 кВ от КТП-5334 в сторону ул. Володарского, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 640 м.; низковольтные воздушные линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-5051 (расположена по ул. 2-я Рыбачья, 49, общей протяженностью 1005 м., в том числе: КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5051 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. 1-я Рыбачья, проложенная кабелем марки АВВГ 3х50+1х25, протяженностью 25 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5051 в сторону ул. 1-я Рыбачья, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 980 м.; низковольтные воздушные линии от ТП-5223 (расположена по ул. 4-я Курганская, 23, в том числе: ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 1-я Нагорная, общей протяженностью 470 м., состоит из: КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5223 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. 1-я Нагорная, проложенная кабелем марки АВБбШв 4х95, протяженностью 30 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 1-я Нагорная, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 440 м.; ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 4-я Курганская, общей протяженностью 980 м., состоит из: КЛ-0,4 кВ (вывод) от ТП-5223 на ВЛ-0,4 кВ в сторону ул. 4-я Курганская, проложенная кабелем марки АВБбШв 4х95, протяженностью 60 м., ВЛ-0,4 кВ от ТП-5223 в сторону ул. 4-я Курганская, выполненная проводом марки А-35, протяженностью 920 м. На Департамент имущественных отношений Администрации города Омска возложена обязанность сообщить об исполнении настоящего решения суда в Кировский районный суд города Омска и прокурору Кировского АО города Омска в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения настоящего решения суда.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Администрации города Омска ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда города Омска от 5 марта 2025 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 июня 2025 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на том, что незаконное бездействие административным ответчиком не допущено, мероприятия по постановке бесхозяйного имущества на учет проводятся им систематически и требуют значительных временных и материальных затрат, обусловленных соблюдением установленной законом процедуры постановки на учет такого имущества, в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, в отсутствие законодательно определенного срока постановки бесхозяйных объектов на учет; спорные объекты не подлежат постановке на учет во внеочередном порядке. Указывает, что закон не содержит срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований у судов не имелось.
На кассационную жалобу прокуратурой Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - сетей электроснабжения, установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений Администрации города Омска мер по постановке ряда объектов на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
22 сентября 2022 года прокурором Кировского административного округа г. Омска в адрес директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с которым требовалось безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению подобных нарушений в дальнейшем; о дате и времени рассмотрения представления уведомить прокурора округа; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности; о принятых мерах сообщить прокурору округа в письменной форме в установленный законом месячный срок. По тексту представления прокурором обращалось внимание адресата на наличие бесхозяйных объектов - сетей электроснабжения, по которым департаментом не приняты меры по постановке на учет в органах Росреестра.
Из ответа департамента имущественных отношений Администрации города Омска № следует, что работа по постановке на учет выявленных бесхозяйных объектов, расположенных на территории Кировского административного округа г. Омска, и дальнейшей регистрации права муниципальной собственности проводится департаментом в соответствии с действующими правовыми актами, исходя из выделенного финансирования из бюджета г. Омска. Мероприятия по изготовлению технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, осуществляются подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По состоянию на 25 октября 2022 года в отношении объектов, расположенных на территории Кировского административного округа г. Омска, пакеты по которым поступили в департамент из Администрации Кировского административного округа г. Омска, проводятся соответствующие мероприятия, в том числе по объектам электросетевого хозяйства. Вопросы, связанные с постановкой на учет выявленных бесхозяйных объектов, расположенных на территории Кировского административного округа г. Омска, и цельнейшей регистрации права муниципальной собственности находятся на контроле департамента.
Также департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес заместителя прокурора Кировского административного округа г. Омска направлен ответ на запрос с информацией в отношении 339 бесхозяйных объектов жилищно-коммунального комплекса (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, гидротехнических сооружений), расположенных на территории Кировского административного округа г. Омска, из которых из них 173 объекта состоят на учете в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в Управлении Росреестра по Омской области. Также было сообщено, что в период с 1 января 2024 года по 15 января 2025 года в отношении 114 объектов зарегистрировано право муниципальной собственности.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 г. № П/0086, исходил из того, что вопросы постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда), относятся к компетенции Департамента, являющегося структурным подразделением администрации г. Омска, право собственности на спорные сооружения - сетей электроснабжения, расположенные на территории города Омска, в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, в реестрах публичной собственности данные сооружения не значатся, сведения о правопритязаниях на них отсутствуют, пришел к выводу о том, что данные объекты имеют признаки бесхозяйного имущества, что свидетельствует о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия по непринятию предусмотренных вышеназванными нормативными актами мер и для обязания совершить действия по постановке на учет спорных сети электроснабжения в качестве бесхозяйного имущества.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1).
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 г. № П/0086 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), пункт 1 которого указывает, что настоящий Порядок устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, отсутствие доказательств выполнения ответчиком в отношении спорного имущества мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, выводы о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении на него соответствующей обязанности, являются правильными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе в части отсутствия бездействия ответчика, выполнения мероприятий по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в разумные сроки, с учетом установленных по делу обстоятельств, являются необоснованными.
Доводы жалобы об отсутствии у административного ответчика материальных ресурсов для постановки все бесхозяйных объектов, а также наличие большого количества аналогичных объектов не освобождают орган местного самоуправления в лице департамента имущественных отношений от исполнения возложенных законом обязанностей.
Суды исходили из того, что обязанность по постановке на учет существует у административного ответчика в отношении всех выявленных бесхозяйных объектов, в том числе, объектов, в отношении которых судом принято решение, при этом самим ответчиком не приведены обоснования, в отношении каких объектов должны быть приняты первоочередные меры.
Ссылки на то, что закон не содержит срока постановки на учет объектов бесхозяйного имущества, не опровергает вывод суда о том, что со стороны Департамента имеет место бездействие в отношении бесхозяйного имущества, учитывая, что доказательств осуществления каких-либо мероприятий по постановке на учет имущества, указанного в административном иске, административным ответчиком не представлено, иная оценка кассатора установленных обстоятельств, имеющихся по делу доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем, изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь отмену судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актов выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Омска от 5 марта 2025 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 июня 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 октября 2025 года.
Председательствующий
Судьи












