| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 22RS0037-01-2024-001537-89 |
| Дата поступления | 23.09.2025 |
| Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Пушкарева Н.В.- Судья АДМ |
| Дата рассмотрения | 15.10.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 22 - Алтайский край |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Павловский районный суд Алтайского края |
| Номер дела в первой инстанции | 2а-122/2025 |
| Дата решения первой инстанции | 13.03.2025 |
| Судья (мировой судья) первой инстанции | Кречетова Ольга Александровна |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 15.10.2025 | 11:30 | №3 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 24.09.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 23.09.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края | 23.09.2025 | 24.09.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация Павловского района Алтайского края | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Павловского сельсовета Павловского района АК | 2261002616 | 1022202365074 | ||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | КГБУ «Павловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Минпромэнерго Алтайского края | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МУП "Теплоцентраль" | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "Заринская сетевая компания" | ||||||||
| ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ПАО "Россети Сибири-Алтайэнерго" | ||||||||
| АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Павловского района | 2225028552 | 1032202262157 | ||||||
| ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-17582/2025
г. Кемерово 15 октября 2025 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Никулиной И.А. и Поль Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края, поданную через суд первой инстанции 10 сентября 2025 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 июля 2025 г.
по административному делу №2а-122/2025 по административному исковому заявлению прокурора Павловского района к администрации Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Пушкаревой Н.В., возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.А., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Павловского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке объектов жилищно-коммунального хозяйства: КТП № по адресу: <адрес> и КТП № по адресу: <адрес> на учет в качестве бесхозяйных в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> находятся два бесхозяйных объекта электросетевого хозяйства: КТП № по адресу: <адрес> и КТП № по адресу: <адрес>
Прокурором 23 октября 2024 г. внесено представление главе Администрации Павловского сельсовета о необходимости постановки их на учет как бесхозяйных, в ответе на которое 21 ноября 2024 г. администрация Павловского сельсовета сообщила, что работа по оформлению бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства ведется, но указанные объекты на учет как бесхозяйные в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю не поставлены. Вместе с тем, непринятие мер к постановке на учет бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства не создает обязанностей по его содержанию, обслуживанию и ремонту, в том числе, капитальному, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, получение коммунальной услуги надлежащего качества, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья человека.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 13 марта 2025 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 июля 2025 г. вышеуказанное решение отменено. На администрацию Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края возложена обязанность обратиться с заявлением о постановке объектов жилищно-коммунального хозяйства - КТП №, расположенного по адресу: <адрес>, КТП №, расположенного по адресу: <адрес> на учет в качестве бесхозяйного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрация Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельского поседения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений организуют и проводят мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пункт 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на уровне местного самоуправления должны включаться мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 марта 2023 г. № П/0086 утверждён Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Из содержания пункта 3 указанного выше Порядка следует, что на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имуществ (пункт 4).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения проверки прокуратурой Павловского района установлено, что на территории <адрес> находятся 2 объекта электросетевого хозяйства: КТП №, расположенная по адресу: <адрес>; КТП №, расположенная по адресу: <адрес>.
Из ответов ПАО «Россети Сибирь» от 28 декабря 2024 г., 29 января 2025 г. следует, что оспариваемые объекты электросетевого хозяйства КТП № и КТП № не имеют технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь», Обществом не обслуживаются. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности от 27 июня 2011 г. между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Южно-Сибирская энергетическая компания», граница балансовой принадлежности находится в ячейке <данные изъяты> ПС <данные изъяты>, от которых подключены объекты электрохозяйства: КТП № и КТП №, которые числятся на балансе ООО «Заринская сетевая компания».
Как следует из ответов ООО «Заринская сетевая компания» от 28 декабря 2024 г., 27 января 2025 г., указанные объекты электросетевого хозяйства являются функционирующими, основным источником питания которых является ПС № точками присоединения являются <данные изъяты>, <данные изъяты> принадлежащее ООО «Заринская сетевая компания». Объекты электроэнергетики используются для передачи электрической энергии: КТП-№, расположенная по адресу: <адрес>, используется для электроснабжения объекта: Котельная МУП «Теплоцентраль»; КТП №, расположенная по адресу: <адрес>, используется для электроснабжения объектов: Котельная ПНИ МУП «Теплоцентраль», КГБУ «Павловский центр помощи детям оставшимся без попечения родителей». Границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон указаны в актах об осуществлении технологического присоединения от 5 августа 2022 г. №, № подписанных с МУП «Павловская теплоцентраль» Павловского района Алтайского края. Указанные КТП ООО «ЗСК» не эксплуатирует, в границах балансовой принадлежности Общества не находятся.
Из актов о разграничении балансовой принадлежности от 5 августа 2022 г., заключенного между ООО «ЮСЭК» и МУП «Павловская теплоцентраль» следует, что КТП № и КТП №, находятся в эксплуатации МУП «Павловская теплоцентраль» Павловского района Алтайского края.
Согласно сведениям МУП «Павловская теплоцентраль» объекты электросетевого хозяйства: КТП №, расположенная по адресу: <адрес>; КТП №, расположенная по адресу: <адрес> не передавались в хозяйственное ведение предприятия. Указанные объекты находятся на прилегающей территории к котельным предприятия. Отключение КТП может нарушить интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем эпизодическое обслуживание и технический осмотр производится работниками предприятия, имеющим соответствующие допуски к работам. На момент создания МУП «Теплоцентраль» КТП №, КТП № находились в удовлетворительном состоянии.
Согласно данным КГБУЗ «Павловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» объект электроэнергетики КТП №, расположенный по адресу <адрес>, на балансе учреждения не числится.
Как следует из технического паспорта объекта с 3 марта 2011 г. владельцем здания подстанции, расположенной по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатация 2006 год, значилось МУП Тепловодоснабжение «Павловское», которое было решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ 2009 г. МУП ТВС «Павловское» признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Исходя из данных выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП ТВС «Павловское» образовано 11 июля 2007 г., по результатам завершения процедуры банкротства деятельность прекращена 3 апреля 2013 г.
В Едином государственном реестре, недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении вышепоименованных объектах.
Согласно ответу на запрос Администрации Павловского района Алтайского края от 6 июня 2024 г. спорные объекты электросетевого хозяйства отнесены к числу бесхозяйных (бесконтрольно функционирующих) и технологически связаны с объектами электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации ПАО МРСК «Сибири - Алтайэнерго» (ПАО Россети Сибирь).
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что прокурором не представлено доказательств бесхозяйности КТП № и КТП №, поскольку они обслуживаются и используются МУП «Теплоцентраль» для электроснабжения котельных «Ремзавод», «Психоинтернат» переданных на баланс МУП «Теплоцентраль». Кроме того, КТП № не является объектом капитального строительства (является движимым имуществом), в связи с чем постановке на учёт в качестве бесхозяйного не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменяя указанное решение, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пунктов 1, 8 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 3, пункта 1 статьи 26, части 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 130, статьи 133.1, пункта 1 статьи 141.3, статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктов 4.2.6, 4.2.10 Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 г. № 242, пункта 61 ГОСТ 24291.90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения, утверждённого постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 г. № 3403, исходил из того, что трансформаторные подстанции и линии электропередачи в совокупности образуют единый функциональный комплекс и являются объектами недвижимости, подлежащими постановке на учёт как бесхозяйные. Само по себе использование таких объектов отдельными организациями без наличия зарегистрированного права собственности не исключает их признания бесхозяйными и не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обратиться с заявлением о постановке на учёт. Отсутствие мер по оформлению объектов нарушает права граждан на безопасные условия жизни и надёжное электроснабжение, а также создаёт риск чрезвычайных ситуаций, поэтому обязанность по инициированию постановки спорных КТП на учёт возложена на администрацию сельсовета.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
Здания и сооружения являются недвижимыми вещами (пункт 1 статьи 141.3 ГК РФ).
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1).
Линейные объекты отнесены к сооружениям. Комплектная трансформаторная подстанция, являясь составной частью линейного объекта, является недвижимым имуществом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии у административного ответчика обязанности принять меры к постановке спорных бесхозяйных объектов на учёт, учитывая, что не состоящий на учёте бесхозяйный объект электроснабжения создаёт угрозу энергической безопасности муниципального образования.
Доводы кассационной жалобы о наличии у КТП № и КТП № эксплуатантов обоснованность выводов суда не опровергает, поскольку своим правом на обращение с заявление о постановке данных объектов на учёт названные в пункте 5 статьи 225 ГК РФ субъекты не воспользовались, в связи с чем обязанность по обращению с таким заявлением лежит на органе местного самоуправления в силу приведённых выше норм права.
Являются ошибочными доводы заявителя о движимом характере КТП №, поскольку в силу функционального назначения подстанции, связанного с обеспечением электрических связей и передачи электрической энергии на котельную «Психоинтернат», отсутствии доказательств возможности отнесения её к оборудованию, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введённого в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст. либо признании неотъемлемой частью иного объекта недвижимости сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является объектом недвижимого имущества, даже при отсутствии признака капитальности.
Ссылка на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учётом конкретных обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения апелляционного определения в безусловном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 1 июля 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 октября 2025 г.
Председательствующий:
Судьи:












