ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 24OS0000-01-2022-000703-33 |
Дата поступления | 09.01.2024 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Мишина И.В.- Судья АДМ |
Дата рассмотрения | 31.01.2024 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 24 - Красноярский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Красноярский краевой суд |
Номер дела в первой инстанции | 3а-63/2023 |
Дата решения первой инстанции | 22.05.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Славкин Михаил Михайлович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Судебное заседание | 31.01.2024 | 12:20 | №1 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 11.01.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
09.01.2024 | ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФГБУ Федеральный исследовательский Центр "Красноярский научный центр СО РАН" | 10.01.2024 | 10.01.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
16.01.2024 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Жилищно-строительный кооператив Академик Жуков | 16.01.2024 | 16.01.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | АО ДОМ.РФ | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Бородин Глеб Андреевич (представитель | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Бурова Валентина Алексеевна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Глава города Красноярск | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Жилищно-строительный кооператив Академик Жуков | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Красноярский городской Совет депутатов | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокуратура Красноярского края | ||||||||
ПРОКУРОР | Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление архитектуры администрации г. Красноярска | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФГБУ Федеральный исследовательский Центр "Красноярский найчный центр СО РАН" |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-3354/2024
город Кемерово 31 января 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.,
судей Конаревой И.А., Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Красноярским краевым судом, кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» и жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков» на решение Красноярского краевого суда от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2023 года по административному делу № 3а-63/2023 по административному исковому заявлению жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков» о признании нормативных правовых актов не действующими в части.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения представителей федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» Тирранена В.А., жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков» Баякина С.Г. и Буровой В.А., поддержавших доводы кассационных жалоб; возражения по существу приведенных в жалобах доводов представителей Главы города Красноярска Грищенко Ю.Л., Красноярского городского Совета депутатов Митряковой О.В., управления архитектуры администрации города Красноярска Вильховской О.С.; заключение старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., полагавшего кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск (далее - Генеральный план).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года № В-269, опубликованным в муниципальной газете «Городские новости» от 7 сентября 2022 года № 103 (4325), в Генеральный план внесены изменения.
Приложением № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года № В-269 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета» (далее - решение № В-269) земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее - Правила землепользования и застройки).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 года № В-307, опубликованным в муниципальной газете «Городские новости» от 9 марта 2023 года № 25, в Правила землепользования и застройки внесены изменения.
Приложением № 1 «Карта градостроительного зонирования», приложением 24 «Графическое описание местоположения границ территориальной зоны «Зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 года № В-307 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета» (далее - решение № В-307), земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне рекреационного назначения.
Полагая, что в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной и территориальной зоне рекреационного назначения приложение № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению № В-269, приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования» и приложение № 24 «Графическое описание местоположения границ территориальной зоны «Зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)» к Правилам землепользования и застройки в редакции решения № В-307 не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, жилищно-строительный кооператив «Академик Жуков» (далее - ЖСК «Академик Жуков», Кооператив) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании названных нормативных правовых актов в данной части не действующими с момента вступления в законную силу решения суда, ссылаясь на то, что данными нормативными правовыми актами в оспариваемой части нарушены права и законные интересы Кооператива, созданы препятствия для осуществления жилищного строительства на спорном земельном участке.
Требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером № на основании решения Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, от 31 марта 2015 года № 3 выделен из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (далее - ФИЦ КНЦ СО РАН) на праве постоянного бессрочного пользования, и передан в управление Фонду содействия развития жилищного строительства для осуществления жилищного строительства. Впоследствии на основании заключенного между АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» и Кооперативом договора безвозмездного пользования земельным участком от 13 сентября 2017 года № 21/3090-17, а также дополнительного соглашения к нему земельный участок с кадастровым номером № предоставлен Кооперативу в безвозмездное пользование для строительства многоквартирного жилого дома для 136 работников ФИЦ КНЦ СО РАН, нуждающихся в жилье.
На момент формирования земельного участка в Генеральном плане города Красноярска вид его разрешенного использования предусматривал размещение объектов среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного образования, размещение научно-исследовательских учреждений, размещение жилых домов, предназначенных для проживания работников и студентов средних специальных и высших учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений и др. (ОД-2). Зональное местоположение земельного участка было одобрено на общественных слушаниях, проведенных в Октябрьском районе города Красноярска 28 октября 2014 года, внесено в Генеральный план города Красноярска до 2030 года, в установленном порядке опубликовано на официальном сайте города Красноярска, согласовано с различными инстанциями Красноярского края.
Позднее управлением архитектуры администрации города Красноярска на основании постановления администрации города Красноярска от 25 декабря 2019 года № 977 был организован прием предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск от заинтересованных лиц и создана рабочая группа по рассмотрению и подготовке данных предложений. Административным истцом неоднократно подавались предложения об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), которые были рассмотрены рабочей группой с принятием 5 октября 2020 года решения о возможности такого изменения функциональной зоны. По результатам проведения публичных слушаний с учетом решений рабочей группы в проекте Карты функциональных зон городского округа (основной чертеж), опубликованной 2 июня 2021 года, в границах спорного земельного участка установлена функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки (ОД-1), которая предусматривает размещение многоквартирной застройки в соответствии с договором от 13 сентября 2017 года № 21/3090-17. Однако проект внесения изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск администрацией города был отклонен и направлен на доработку.
Впоследствии принятым Красноярским городским Советом депутатов решением от 24 августа 2022 года № В-269 внесены изменения в Генеральный план городского округа город Красноярск, а решением от 7 июля 2015 года № В-122 Правила землепользования и застройки приведены в соответствие с Генеральным планом. В результате изменений земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне рекреационного значения в связи с его нахождением в зоне особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) федерального значения - дендрологический парк и ботанический сад «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН» (далее также - Дендрарий).
Вместе с тем, данный Дендрарий не состоит на кадастровом учете, его границы не установлены, зонирование ООПТ отсутствует, положение о Дендрарии в установленном порядке не разработано и не утверждено. Расположенные на земельном участке сети коммунальной инфраструктуры (сети холодного и горячего водоснабжения, канализации, связи, электрические сети) ФИЦ КНЦ СО РАН, отсутствие зеленых насаждений, относящихся к Дендрарию, по мнению истца, препятствуют отнесению спорного участка к ООПТ.
Решением Красноярского краевого суда от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 13 декабря 2023 года, ФИЦ КНЦ СО РАН ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Полагает, что обстоятельства, касающиеся существования ООПТ «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН» и его расположения на земельном участке с кадастровым номером №, судами не установлены; надлежащей оценке указанным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, являющимся, по мнению подателя жалобы, необоснованными и противоречивыми, судами не дано. Повторяя доводы, приведенные в обоснование заявленной по существу административного иска правовой позиции, настаивает на отсутствии на спорном земельном участке ценного лесного массива с интродуцированными видами и произрастанием 648 экземпляров древесных растений, часть из которых представляет собой уникальную биогруппу, указывая, что вопрос фактического нахождения данного массива на земельном участке с кадастровым номером № судом не исследовался, оценка приложениям к акту обследования земельного участка от 16 марта 2023 года не дана. Считает недоказанным как создание дендрологического парка Института леса им. В.Н. Сукачева в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так и отнесение спорного земельного участка к территории ООПТ, его включение в состав Дендрария, представляющего собой научную лабораторию под открытым небом.
ЖСК «Академик Жуков» в кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 декабря 2023 года, приводя аналогичные доводы, также просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Считает, что судами необоснованно не учтена позиция собственника земельного участка с кадастровым номером № о том, что Генеральным планом городского округа горд Красноярск в оспариваемой редакции спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения при отсутствии объективного и разумного обоснования, в нарушение ранее принятого решения Правительственной комиссии от 31 марта 2015 года № 3.
Прокуратурой Красноярского края, Красноярским городским Советом депутатов, управлением архитектуры администрации города Красноярска принесены возражения на кассационные жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители заинтересованных лиц – акционерного общества «ДОМ.РФ», Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, а также положения Устава города Красноярска, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.
Основания и мотивы, положенные в обоснование данного вывода, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными. Доводов о несогласии с указанными выводами кассационные жалобы ФИЦ КНЦ СО РАН и ЖСК «Академик Жуков» также не содержат.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 8 части 1 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа, а документом градостроительного зонирования - правила землепользования и застройки.
Генеральный план, в частности, содержит карту функциональных зон, также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; составной частью Правил является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 8 части 1 статьи 1, пункт 2 части 2 и часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом, в том числе видов территориальных зон, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны разных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (часть 2 статьи 36 названного кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения особо охраняемых природных территорий.
Из материалов административного дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № на основании решения от 31 марта 2015 года № 3 Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, выделен из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИЦ КНЦ СО РАН на праве бессрочного пользования и передан в управление Фонду содействия развития жилищного строительства для осуществления жилищного строительства.
Согласно договору безвозмездного пользования земельным участком жилищно-строительным кооперативом от 13 сентября 2017 года № 21/3090-17 и дополнительному соглашению № 2 к нему от 30 сентября 2020 года № 21/3090-17, заключенными между акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (в настоящее время – акционерное общество «ДОМ.РФ») и ЖСК «Академик Жуков», земельный участок с кадастровым номером № предоставлен Кооперативу в безвозмездное пользование для строительства многоквартирного жилого дома для 136 работников ФИЦ КНЦ СО РАН.
Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107, земельный участок с кадастровым номером № был отнесен к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования».
Решением № В-269 земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения.
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, являющейся приложением № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 года № 18-223 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена территориальная зона «зоны рекреационные лесопарковые» (Р-1).
Оспариваемым решением № В-307 указанная территориальная зона сохранена в неизменном виде.
Признавая приложение № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению № В-269, а также приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования» и приложение № 24 «Графическое описание местоположения границ территориальной зоны «Зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)» к Правилам землепользования и застройки в редакции решения № В-307 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной и территориальной зоне рекреационного назначения законными и обоснованными, суды первой и апелляционной инстанции, проанализировав приведенные выше законоположения, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходили из того, что данный земельный участок расположен в пределах ООПТ дендрологического парка и ботанического сада федерального значения «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН - филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр СО РАН», созданной согласно постановлению бюро Красноярского городского комитета КПСС и исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Красноярска от 22 февраля 1977 года № 94 «О создании дендрария в городе Красноярске» и включенной в реестр ООПТ, в связи с чем отнесение данного земельного участка к зоне смешанной и общественно-деловой застройки в соответствии с материалами проекта, подготовленного АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» на основании муниципального контракта от 22 июня 2020 года № 7/2020, отклоненного постановлением администрации города Красноярска от 28 июня 2021 года № 461 «Об отклонении проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск и о направлении его на доработку» (по результатам доработки данного проекта принято оспариваемое решение № В-269 об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне рекреационного назначения), противоречит федеральному законодательству, целям и задачам особо охраняемых природных территорий, установленным федеральным законодательством.
При этом судами обоснованно принято во внимание, что на момент принятия Правительственной комиссией решения от 31 марта 2015 года, заключения договора безвозмездного пользования земельного участка от 13 сентября 2017 года № 21/2090-17 спорный земельный участок в соответствии с материалами Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов 13 марта 2015 года № 7-107 также относился к функциональной зоне, не предусматривающей строительство многоквартирных жилых домов.
Решение № В-307 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, сохранившее в отношении спорного земельного участка ранее установленную территориальную зону «зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)», изменениям, внесенным в Генеральный план, соответствует; территориальное зонирование в оспариваемой части согласуется с параметрами функциональной зоны рекреационного назначения, определенной Генеральным планом; сложившаяся планировка территории и существующее землепользование учтены в Правилах землепользования и застройки в той мере, в которой они им не противоречат.
При таких данных вывод судов о том, что права административного истца вследствие установления оспариваемых функциональной и территориальной зон в отношении земельного участка с кадастровым номером № не нарушены, является правильным.
Нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции исходя из установленных ими обстоятельств не противоречат.
Вопреки утверждению ФИЦ КНЦ СО РАН и ЖСК «Академик Жуков», фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам соответствуют, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию административного истца и заинтересованного лица по спору, не подтверждают нарушений судами норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии подателей жалоб с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Данные доводы выводов судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопрос правомерности создания ООПТ дендрологического парка и ботанического сада федерального значения оценке в рамках предмета настоящего спора не подлежит.
Кассационные жалобы не содержат правовых аргументов, которые не были бы предметом исследования и оценки судов применительно к существу заявленных требований и на данной стадии могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, повлечь их отмену либо изменение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2023 оставить без изменения, кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» и жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков» – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи