
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18329/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Татаринцевой Е.В.,
судей Жуленко Н.Л. и Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи гражданское дело № 04RS0018-01-2023-005301-35 по иску Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» к товариществу собственников жилья «Надежда» о признании действий незаконными и об обязании произвести перерасчет
по кассационной жалобе товарищества собственников жилья «Надежда» на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 1 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В., выслушав представителей товарищества собственников жилья «Надежда» Балалаеву О.И., Желову И.Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» Ангаланову Д.А., возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
обращаясь в суд, Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» (далее – МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ») просило признать незаконными действия товарищества собственников жилья «Надежда» (далее – ТСЖ «Надежда», товарищество) по начислению платы потребителям многоквартирного дома (далее также МКД) <адрес> за коммунальную услугу по отоплению за 2020, 2021, 2022 гг.; обязать ТСЖ «Надежда» произвести перерасчет платы потребителям многоквартирного дома <адрес> за коммунальную услугу по отоплению за периоды с 2020, 2021, 2022 гг. с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии на суммы: 1 005 781,94 руб. за 2020 г., 1 608 843,8 руб. за 2021 г., 891 536,73 руб. за 2022 г.
В обоснование иска указало, что проведенной внеплановой документарной проверкой деятельности ТСЖ «Надежда» выявлены нарушения требований в части начислений и корректировки платы за услугу отопления за периоды 2020 – 2022 гг. Многоквартирный дом по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, однако начисления производились не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, а исходя из норматива, чем грубо нарушены требования статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 ноября 2023 г., с учетом определения от 9 января 2024 г. об исправлении описки, исковые требования МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» к ТСЖ «Надежда» о признании действий незаконными и об обязании произвести перерасчет удовлетворены частично.
Действия ТСЖ «Надежда» по начислению потребителям многоквартирного дома <адрес> за коммунальные услуги за 2020, 2021, 2022 гг. признаны незаконными.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 1 апреля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ «Надежда» изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор, ссылаясь на положения части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагает, что общее собрание имело право утвердить Порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, которым размер платы за отопление определён исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги с направлением денежных средств, оставшихся после перерасчёта по отоплению по данным прибора учёта, в резервный фонд товарищества за счёт средств которого осуществляется содержание многоквартирного дома, а также с возможностью направлять эти денежные средства на лицевые счета.
Считает, что решения общих собраний об утверждении Порядка оплаты за жилищно-коммунальные услуги, об оплате за коммунальные услуги в соответствии с принятым Порядком (2012 г.), о создании резервного фонда ТСЖ (2013 г.), об утверждении Положения о резервном фонде, в котором указаны источники его финансирования (2018 г.), о направлении в резервный фонд ТСЖ личных денежных средств, зачисляемых на лицевые счета собственников (ежегодно), входят в компетенцию общего собрания собственников помещений и членов товарищества, а значит не могут признаны ничтожными.
На кассационную жалобу представителем МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» – Цыдыповым С.А. представлен отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит её не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела в пределах доводов кассационной жалобы не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее также ОДПУ), который введен в эксплуатацию с 7 февраля 2012 г.
Помещения дома индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы, поскольку МКД имеет вертикальную разводку стояков отопления, при которой помещения в доме оснащению индивидуальными приборами учёта не подлежат.
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома избрана форма управления в виде ТСЖ.
Между ТСЖ «Надежда» (исполнитель коммунальных услуг) и ПАО «ТГК-14» (поставщик коммунальных услуг) заключен договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг от 1 апреля 2012 г. №, в соответствии с которым начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производит ТСЖ «Надежда».
Установлено также, что плата за коммунальную услугу по отоплению начисляется ответчиком в соответствии с Порядком оплаты взносов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома, целевых и иных взносов, а также оплаты коммунальных услуг, утвержденным общим собранием от 14 декабря 2012 г. (далее – Порядок), по нормативам и тарифам, установленным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и оплачивается пропорционально в течение года (подпункт «а» пункта 10 Порядка). В случае, если собственники оплатили на расчетный счет ТСЖ сумму, превышающую сумму, выставленную ресурсоснабжающей организацией, разница, полученная в результате оплаты ТСЖ за фактически полученные коммунальные услуги, определенные по показаниями и оплатой, произведенной по нормативам потребления, остается на расчетном счете ТСЖ и используется по решению общего собрания на осуществление уставной деятельности ТСЖ (подпункт «д» пункта 2 раздела 5 Порядка).
Решением общего собрания от 22 мая 2018 г. утверждено Положение о резервном фонде ТСЖ «Надежда», согласно пункту 2.3 которого в резервный фонд подлежат зачислению средства (корректировка), полученные в результате оплаты ТСЖ в ресурсоснабжающую организацию за фактически полученные коммунальные ресурсы, определенные по показаниями ОДПУ и оплатой, произведенной собственниками помещений за полученные коммунальные услуги, в случае если собственники оплатили на расчетный счет ТСЖ сумму, превышающую сумму, выставленную ресурсоснабжающей организацией.
Начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период 2020 – 2022 гг. произведено ответчиком по нормативам, также за указанные периоды произведена корректировка, при этом денежные средства, образующие разницу в сумме 1 005 781,94 руб. за 2020 г., 1 608 843,8 руб. за 2021 г., 891 536,73 руб. за 2022 г., перечислены в резервный фонд.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив факт того, что ответчиком допущено нарушение действующего законодательства при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, признав действия ТСЖ «Надежда» по начислению потребителям многоквартирного дома <адрес> платы за коммунальные услуги за 2020 – 2022 гг. незаконными и отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); взнос на капитальный ремонт (пункт 2); плату за коммунальные услуги (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – постановление Пленума № 22)).
В пункте 2 постановления Пленума № 22 разъяснено, что отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491).
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил № 354 отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 42(1) Правил № 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3 (4) приложения № 2 к Правилам предусматривает корректировку в I квартале года, следующего за расчетным годом, размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме при оплате равномерно в течение календарного года.
Из приведенной нормы следует, что корректировка платы за отопление осуществляется один раз в календарный год, и выявленная разница (положительная или отрицательная) учитывается в платежных документах в следующем календарном году после отчетного. Корректировка производится в целях полной оплаты всего объема полученной конечными потребителями тепловой энергии, возможна только один раз в год при наличии данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за год, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета равномерного годового потребления тепловой энергии. После ее проведения, потребитель доплачивает, или ему рассчитывается в счет будущих платежей, разница между внесенными им платежами и стоимостью фактически потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение.
В силу части 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.
Согласно части 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 – 12 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
Доводы кассатора со ссылкой на часть 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению судебной коллегией исходя из следующего.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункта 1).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2).
Для целей применения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм, например, потребителями по договору оказания услуг универсальной связи являются как физические, так и юридические лица (подпункт 30 статьи 2, статья 44 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи») (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – постановление Пленума № 49)).
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу пункта 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2023 г. № 1405-О указано, что федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования отношений по поводу предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и внесения платы за эти услуги принимал во внимание прежде всего необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев, в частности, в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации общие правила определения размера платы за коммунальные услуги, установил, что ее размер рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1), и делегировал Правительству Российской Федерации полномочие по установлению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, предусматривающих, в том числе конкретный порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (часть 1.1).
С учетом этого Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие, помимо прочего, порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги – в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42.1). При этом положения данных Правил (в частности, пункта 4.2) применяются и для определения объема тепловой энергии, потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома, а также размера платы за потребленную в таком помещении тепловую энергию (абзац третий пункта 7 и пункт 43).
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правила, предусмотренные статьями 539 – 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьёй 8 Закона о теплоснабжении тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (пункт 1); теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункт 8); потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9).
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Правилами пункта 6 Правил № 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 – 12 настоящих Правил.
Таким образом, договор теплоснабжения, заключаемый потребителем с юридическим лицом, является публичным.
Как указано в пункте 18 постановления Пленума № 49, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункт 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перечень вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья определён в части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом в пунктах 4, 5, 13 данной нормы указано, что к компетенции общего собрания относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Согласно толкованию, данному в абзаце 4 пункта 106 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд по собственной инициативе выносит на обсуждение сторон вопрос о неприменении решения собрания в силу его ничтожности.
Установив, что принятое общим собранием собственников ТСЖ решение о взыскании оплаты за тепловую энергию исходя из норматива потребления является ничтожным, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о признании действий ТСЖ по начислению оплаты коммунальной услуги по отоплению незаконными.
Доводы кассатора основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены судами со ссылкой на закон и материалы дела.
Спор разрешен судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим спорным правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами первой и апелляционной инстанции доказательств допущено не было.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального и материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 ноября 2023 г., с учетом определения от 9 января 2024 г. об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 1 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ «Надежда» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 29 августа 2024 г.