ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 22RS0051-01-2024-000530-40 |
Дата поступления | 10.12.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения → решений фонда пенс. и соц. страх. РФ, его региональных отделений, негосударственных пенс. фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Кожевникова Л.П.- Судья ГР |
Дата рассмотрения | 04.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 22 - Алтайский край |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Тальменский районный суд Алтайского края |
Номер дела в первой инстанции | 2-480/2024 |
Дата решения первой инстанции | 19.06.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Гусельникова Марина Алексеевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 04.02.2025 | 10:50 | №8 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 16.12.2024 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
10.12.2024 | ИСТЕЦ | Лященко Е. В. | 11.12.2024 | 12.12.2024 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Лященко Елена Владимировна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1509/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2025 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №22RS0051-01-2024-000530-40 (2-480/2024) по иску Лященко Елены Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета,
по кассационной жалобе Лященко Елены Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 сентября 2024 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Лященко Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее- ОСФР по Алтайскому краю) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета.
В обосновании заявленных требований указано, что решением ответчика от 30 июня 2023 г. отказано в удовлетворении заявления истца о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в ее индивидуальный лицевой счет в отношении периодов работы и заработной платы, которые проходили в Республиках Кыргызстан и Казахстан, со ссылкой на то, что справки выданы не компетентными органами, а ответы на запросы пенсионного органа не поступили.
Истец запросила соответствующие сведения о периодах работы и заработной плате самостоятельно, получив справки, в апреле 2024 года она вновь обратилась в ОСФР по Алтайскому краю.
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 16 апреля 2024 г. ей отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в ее индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о стаже и заработной плате за период с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г. в Республике Казахстан, в связи с тем, что в ОСФР не поступили ответы на формуляры запросов из компетентных органов Республики Казахстан, с чем истец не согласна.
Просила суд с учетом уточненных требований возложить на ответчика обязанность включить в ее страховой стаж период работы на Медно-химическом комбинате «Восток-Камедь» с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г., произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внести уточнения (дополнения) в ее индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о стаже и заработной плате за данный период работы.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 19 июня 2024 г. исковые требования удовлетворены, суд возложил на ОСФР по Алтайскому краю включить в страховой стаж истца период работы на Медно-химическом комбинате «ВостокКазмедь» с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г.; провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета, отразив период работы истца на Медно-химическом комбинате «ВостокКазмедь» с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г., и размер заработной платы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 сентября 2024 г. решение Тальменского районного суда Алтайского края от 19 июня 2024 г. отменено в части возложения на ответчика обязанности провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета истца с отражением размера заработной платы за период с 1 января 2002 г. по 10 апреля 2017 г., с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лященко Е.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
ОСФР по Алтайскому краю представил письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением ОСФР по Алтайскому краю от 16 апреля 2024 г. № Лященко Е.В. отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о стаже и заработной плате за периоды работы с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г. в Республике Казахстан в связи с тем, что с 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанное 20 декабря 2019 г., предусматривающее установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей каждой договаривающейся стороны в соответствии со своим законодательством и положениями названного Соглашения.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, стаж Лященко Е.В., учитываемый для целей назначения пенсии, составляет 13 лет 4 месяца 8 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляет 20,346.
В страховой стаж для назначения пенсии включены периоды работы истца с 5 апреля 1985 г. по 30 июля 1986 г. на Восточно-Казахстанском медно-химическом комбинате, в ПО Станкостроительный завод им.Ленина г.Бишкек с 13 августа 1986 г. по 5 августа 1992 г., в городской клинической больнице № 2 г. Фрунзе с 25 августа 1992 г. по 15 марта 1993 г., в ПО Станкостроительный завод с 2 апреля 1993 г. по 2 января 1998 г.
В информации ОСФР по Алтайскому краю указано, что ответ на запрос (Формуляр «О стаже работы») в целях оказания содействия в истребовании справок о стаже и заработной плате за период работы с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г. на Медно-химическом комбинате из компетентных органов Республики Казахстан на дату обращения не поступил.
Лященко Е.В. обращалась в ОСФР 26 июня 2023 г. по вопросу дополнения ИЛС.
С заявлением на страховую пенсию не обращалась.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет. Изменения, внесенные в действующее пенсионное законодательство Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, предусматривают переходный период: постепенное увеличение пенсионного возраста с 55 лет для женщин на 1 год ежегодно с 1 января 2019 г.
Так, для женщин ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на страховую пенсию по старости возникает по достижении возраста 59 лет. У Лященко Е.В. право на пенсию по старости возникает с 25 февраля 2026 г. при наличии страхового стажа 15 лет, величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (п.2 и п.3 ст.35 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно п.1.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ женщинам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет на территории Российской Федерации, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, но не ранее достижения возраста 55 лет. Право на страховую пенсию по старости у женщин 1967 года возникает по достижении 57 лет в 2024 году По документам, имеющимся в распоряжении ОСФР и выписке из индивидуального лицевого счета, страхового стажа для выхода на пенсию досрочно по п.1.2. ч.1 ст.8 упомянутого закона у Лященко Е.В. недостаточно.
Истцом в обоснование исковых требований представлены следующие документы: справка, подтверждающая стаж работы на Медно-химическом комбинате филиала «ВостокКазмедь» ОАО «Корпорация Казахмыс» с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г., справки о заработной плате за указанный период работы, заверенные подписью председателя Правления ТОО «Востокцветмет» и печатью организации.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что с 28. Декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г. она работала на Медно-химическом комбинате филиала «ВостокКазмедь» ОАО «Корпорация Казахмыс».
Из информации АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» Республики Казахстан, направленной в адрес Лященко Е.В. от 23 августа 2023 г. следует, что в результате проведенных в Республике Казахстан реформ в системе пенсионного обеспечения с 1 января 1998 г. была введена накопительная пенсионная система. С 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2014 г. при перечислении обязательных пенсионных взносов был внедрен принцип «анонимности», согласно которому была прекращена передача информации об агентах, перечисляющих обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонда. В целях соблюдения принципа «анонимности», «Государственный центр по выплате пенсий» осуществлял перечисление сумм пенсионных взносов в едином формате с приложением списков вкладчиков, без указания информации об агенте по уплате пенсионных взносов. ЕНПФ является компетентным органом в Республике Казахстан по реализации Соглашения ЕАЭС, которое регулирует отношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся-граждан государств-членов, возникшие после вступления Соглашения ЕАЭС в силу, а именно с 1 января 2021 г. В целях предоставления сведений о стаже работы и о заработной плате Социальному фонду России необходимо направить запрос в территориальное подразделение Комитета.
АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» Республики Казахстан предоставил сведения с закрытого индивидуального пенсионного счета в накопительном пенсионном фонде истца за счет обязательных пенсионных взносов за период с 1 января 2002 г. по 3 марта 2014 г., полученные в рамках передачи пенсионных активов, а также выписку с индивидуального пенсионного счета для учета обязательных пенсионных взносов за период с 4 марта 2014 г. по 10 апреля 2017 г.
Из сообщения Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения Республики Казахстан от 17 августа 2023 г. следует, что по имеющимся в базе данных сведениям, на истца перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 16 января 2001 г. по 19 апреля 2017 г. В базе данных отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов. Поле «период» в платежных поручениях для перечисления обязательных пенсионных взносов, в связи с изменениями в платежной системе Республики Казахстан, было введено с июля 2006 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, рукодствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ), исходил из установленного факта работы Лященко Е.В. на Медно-химическом комбинате филиала «ВостокКазмедь» ОАО «Корпорация Казахмыс» в период с 28 декабря 2000 г. по 10 апреля 2017 г., получения заработной платы за указанный период работы, а также уплаты за нее обязательных взносах на пенсионное страхование.
Решение суда первой инстанции в части включения в страховой стаж периода работы ответчиком не оспаривалось, поэтому предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не являлось.
Проверяя решение суда первой инстанции по доводам жалобы ОСФР по Алтайскому краю, суд апелляционной инстанции указал, что из содержания искового заявления Лященко Е.В. усматривается, что фактически ею заявлены два самостоятельных требования - о включении в страховой стаж периода работы и корректировке сведений индивидуального лицевого счета. При этом каждое из названных требований имеет свой предмет, основание и различные по характеру имеющие значение для дела обстоятельства, что не учтено судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.
Поскольку размер страховой пенсии по старости определяется исходя из стажа и заработка, приобретенного гражданином до 1 января 2002 г., и размера страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г., при определении размера пенсии гражданина правовое значение имеет стаж, приобретенный только до 1 января 2002 г., наличие или отсутствие страхового стажа после указанной даты на размер страховой пенсии по старости не влияет, так как после 1 января 2002 г. учитываются только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности провести корректировку сведений индивидуального лицевого счета истца по отражению периода и размера ее заработной платы, полученной на Медно-химическом комбинате «ВостокКазмедь» в период с 1 января 2002 г. по 10 апреля 2017 г., подлежащем отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.(ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме. (ст. 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (ст.3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход») (п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора, договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации,
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Фонд, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
В силу ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Фондом на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения: до 31 декабря 2022 г. включительно для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше в размере 22 процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на финансирование страховой пенсии), из них: 6 процентов - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16 процентов - индивидуальная часть тарифа страховых взносов (пункт 1).
В соответствии с подп. 1 п. 2 названной статьи при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются тарифы страховых взносов (доли совокупного фиксированного размера), установленные настоящим пунктом, которые определяются за периоды до 31 декабря 2022 г. - пропорционально тарифам страховых взносов, установленным подп. 1 п. 1 настоящей статьи.
Статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1).
Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом (п. 2).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.
ОСФР имеет право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу (ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
Кроме того, застрахованному лицу предоставлено право бесплатно получать сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, и в случае несогласия обратиться с заявлением об их исправлении в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд ( ст.14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
При этом судом апелляционной инстанции правильно учтено, что пенсионные права, сформированные до 31 декабря 2014 г., учитываются по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом общий трудовой стаж и заработная плата при определении расчетного размера пенсии засчитываются только до 1 января 2002 г., а после указанной даты учитываются только страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счет застрахованных лиц от работодателей. Продолжительность трудового стажа, приобретенного после 1 января 2002 г., на размер страховой пенсии не влияет.
Доводы кассатора о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, поскольку ОСФР просил отменить решение суда первой инстанции в части внесения в лицевой счет истца сведений о заработной плате за спорный период, тогда как суд апелляционной инстанции отметил решение суда в части возложения обязанности произвести корректировку сведений лицевого счета с отражением размера заработной платы за этот период, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку в апелляционной определении указано, что решение суда первой инстанции в части включения в страховой стаж спорного периода работы ответчиком не оспаривается, не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности произвести корректировку сведений лицевого счета по отражению размера заработной платы за спорный период, отменив решение в указанной части, суд апелляционной инстанции действовал в пределах доводов ОСФР, указанных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов деда сведения о периоде работы истца на Медно-химическом комбинате «ВостокКазмедь» с 1 января 2002 г. по 10 апреля 2917 г. внесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с отказом в удовлетворении иска, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на субъективном толковании истцом указанных норм права, оснований не согласиться с мотивированным суждением суда апелляционной инстанции о толковании нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает установленных законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 сентября 2024 г., оставить без изменения, кассационную жалобу Лященко Елены Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 17 февраля 2025 г.
